МЕДОНОСНАЯ ПЧЕЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ЭНТОМОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕДОНОСНАЯ ПЧЕЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ЭНТОМОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из трагедий современного человеческого общества состоит в том, что оно не может жить без постоянного прогрессирующего воздействия на природу. Это воздействие преследует совершенно конкретные насущные цели: получение пищи, природного сырья, работу и т.д. Отсюда - нарушение экологических законов и принципов, определяющих устойчивое функционирование всех элементов биосферы и перевод проблем сохранения ее в категорию второстепенных задач. На основе глубокого анализа отечественного и зарубежного опыта охраны природы для сохранения каждого из компонентов природной среды разработана система специальных мер, обеспечивающих непрерывность их существования и восстановления в процессе хозяйственного использования.

Основное место в системе охраны биосферы занимает экологическое воспитание населения. Оно должно последовательно проводится на всех социальных и возрастных уровнях, и выполнять определяющую роль в формировании особого экологического мировоззрения. Воспитание в людях чувства бережного отношения к животному и растительному миру как части окружающей человека природной среды, понимания ими непреходящей ценности его как природного ресурса составляет важный этап духовного развития человека. Воспитание как проблема педагогики и методики обучения биологии в настоящее время является весьма актуальным, поскольку в условиях кардинальных перемен в идеологии, общественной жизни и системе образования в нашем обществе произошла существенная смена приоритетов ценностей (Пономарева И.Н.  и др., 2003).

Экологическое образование в качестве самостоятельных элементов включает модернизацию учебного процесса в школах и высших учебных заведениях, а также обширную воспитательно-пропагандистскую работу среди населения. Значительную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения может сыграть развитие школьных подсобных хозяйств, непременным условием которых является выращивание плодово-ягодных культур, а также разведение медоносных пчел. Содержание пасек на приусадебных участках школ будет являться источником творческого, трудового, научного и экологического воспитания детей. Не стоит забывать и о том, что занятие пчеловодством не только интересно само по себе, но при умелой организации труда экономически выгодно.

Ни один вид животных, используемых человеком для получения продуктов питания и сырья, не связан с внешней средой так, как пчелы. Пчелиная семья сама добывает необходимые для жизнедеятельности корма и воду, выбирает и осваивает жилище, поддерживает нужные условия существования внутри гнезда (Черевко Ю.А. и др., 2006). Все эти процессы могут протекать в семье только во взаимодействии с окружающей средой. Использование пчел человеком уходит своими корнями к становлению самого человека. Одним из самых древних свидетельств использования пчел является наскальный рисунок из пещеры Арана вблизи Валенсии в Испании, возраст, которого оценивается более чем в 10000 лет. В литературе пчела впервые упоминается у восточных народов. В древнеиндийских мифах, «Ведах» многократно упоминаются пчела и мед. Боги там носят имя «Мадар», что означает «рожденные из нектара». В древнеегипетских папирусах также часто упоминается пчела. Установлено, что древние египтяне занимались пчеловодством уже в 2000 году до Рождества Христова. В Священном Писании евреев о меде говорится много раз, Иоанн питался кузнечиками и медом диких пчел. В Талмуде содержатся сведения о развитии и роении пчел, а также описываются различные жилища пчел из соломы и тростника. В Коране мусульман пчела тоже не осталась без внимания. В 16-й суре говорится: «Вечный, всемилостивый Всевышний поучал пчелу, говоря: «Строй дома свои в скалах гор и в деревьях лесов с таким же искусством, с каким это делает человек. Лети на все цветы и плоды, которые дарует тебе Господь. Из плоти их исходит благостный мед, разный по цвету, но истинно целебное снадобье для человека» (Херольд Э., Вайс К., 2007).

В нашей стране пчеловодному промыслу всегда уделяли должное внимание. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, скифы, жившие около V в. до н.э, в степях Восточной Европы, торговали медом и воском. В далекие времена, еще до развития земледелия, одним из основных занятий славян было охота, в том числе добыча меда и воска в лесах. Следующей ступенью в развитии техники содержания и использования пчел были подготовка или выдалбливание в деревьях дупел для них. Дерево с искусственным дуплом для пчел получило название бортевого, а участок леса с такими деревьями - бортевого угодья. Бортевое пчеловодство было широко распространено вплоть до начало XVIIв. С развитием земледелия, и интенсивной вырубкой лесов, наряду с бортевым возникло пасечное пчеловодство в неразборных ульях - колодах. Такое пчеловодство получило широкое распространение в Киевской Руси. В безлесных районах для этого изготавливали сапетки - сплетенные из прутьев корзины, обмазанные глиной. В некоторых южных странах пчел содержали в глиняных ульях. Техника содержания пчел в неразборных ульях ушла вперед не намного, по сравнению, но при этом появилось больше возможностей для защиты пчел от холода при зимовке, пополнения кормовых запасов, а также для кочевки на медосбор.

Поистине революционным поворотом в развитии пчеловодства принято считать изобретение в 1814г. русским пчеловодом Петром Ивановичем Прокоповичем разборного рамочного улья и на его основе разработавшего стройную систему содержания и разведения пчел, являющейся основой современного пчеловодства.

Человек уже не одно тысячелетие пользуется плодами труда этих насекомых. На первых порах наших далеких предков интересовал исключительно мед. Но со временем по мере накопления знаний люди стали широко пользоваться и другими производимыми ими продуктами: прополис, пыльца, маточное молочко, пчелиный яд. В недавнем прошлом, на стыке пчеловодства и медицины оформилось целое направление - апитерапия. Его цель - координировать разработку и применение методов оздоровления населения с помощью пчел и продуктов пчеловодства. В XX в достойную оценку получила и опылительная деятельность пчел. Установлено, что 75-85% всех посетителей цветов составляют пчелы. За сотни миллионов лет эти насекомые вместе со своими крылатыми сородичами оказали огромное влияние на эволюцию многообразного мира цветковых растений, являющихся источником жизни для многих и многих представителей животного мира и человека в том числе. Своей опылительной работой пчелы приносят огромную пользу сельским производителям. Ученые подсчитали, что стоимость прибавок урожаев, полученных там, где вблизи садов, посевов гречихи находятся пасеки, больше стоимости самих продуктов пчеловодства, произведенных на данных пасеках (Стрельцов В.Ф., 2002).

Несмотря на важность продуктов пчеловодства и высокое развитие данной отрасли, медоносная пчела остается одним из загадочных живых существ на Земном шаре. С древних времен разведение пчел считалось показателем трудолюбия и высокой культуры земледелия. Учитывая заслуги медоносной пчелы перед человеческим обществом, во многих странах этим насекомым поставлены памятники. Прекрасное произведение искусства находится в Гуфи (Центральная Япония), открытое 23 ноября 1960г. Этот памятник свидетельствует о том, насколько высоко ценят японцы значение пчелы для здоровья человека и для народного хозяйства. В Германии также имеется немало произведений монументального искусства, прославляющих пчелу. Одним из них является «Пчелиный источник» в местечке Швайг под Нюрнбергом.

Пчелиная семья представляет собой единую и сложную биологическую систему, изменяющуюся качественно и количественно как во времени, так и в пространстве и пчелы, как существа, управляемые преимущественно инстинктами, могут быть использованы в качестве модели для воспитания взаимоотношений в социальном обществе. В жизни пчел все удивительно и интересно. Удивителен порядок, который отличается расположением расплода в гнезде и кормовых запасов; следует отметить чистоплотность, проявляющаяся в тщательной чистке ячеек и в обработке стенок улья прополисом, не следует забывать и о терпении, с которым пчелы выполняют все работы в улье и за его пределами. Особенно бросается в глаза упорство, с которым они летают за взятком в одно и то же место, на одни и те же растения до тех пор, пока этот источник не иссякнет полностью. Примером может служить и верность пчел своей семье, которую они не покидают на протяжении всей жизни. При необходимости они мужественно защищают ее, принося в жертву свою жизнь. Каждая пчела начинает службу с нижних чинов и за свою жизнь поочередно работает на всех уровнях. Разделение труда среди рабочих пчел в семье возрастное. Каждая пчела выполняет в течение своей жизни все виды работ, и никто не занимает особого положения по отношению к другим. Все пчелы семьи внимательны друг к другу и всегда готовы помочь остальным членам семьи, отложив выполнение возложенных на них обязанностей. Бескорыстно сообщают сборщицы с помощью танца семье о новых источниках взятка и с помощью выделяемого их железами пахучего вещества помогают сориентироваться в пространстве и найти источник нектара. Удивительна работоспособность пчел - для того, чтобы собрать 100 кг меда пчелиная семья за сезон должна посетить свыше 1 млрд. цветков. Собирая в среднем по 0,5 мг нектара, пчелы создают запасы, намного превосходящие обычную потребность, на случай возможного наступления трудных времен. Если же для семьи наступают голодные времена, то ни одна пчела не оставит для себя содержимое своего медового зобика, а раздаст все до последней капли своим сестрам. Обмен последними кормовыми резервами продолжается до тех пор, пока вся семья не погибает от голода. И до последнего момента все пчелы заботятся о матке. Такова жизнь пчел - жизнь в обществе и для общества. Человек тоже живет в обществе, но его общественная жизнь представляет собой взаимовыгодное существование самостоятельно мыслящих индивидов, что отличает общество высшего порядка. Современный человек должен осознавать, что он является частью всего живого на Земле и в целом Вселенной. В сложившейся ситуации изучение пчелиной семьи как модели современного общества будет способствовать формированию и совершенствованию знаний и жизненных навыков, а также координации всех элементов воспитания подрастающего поколения (Херольд Э., Вайс К., 2007).

Воспитание - это один из видов деятельности по образованию или преобразованию человека, который может успешно проводиться при условии, если оно связано с обучением, приобретением знаний и умений, если оно проводится в системе и развитии взаимодействующих элементов. Правильно осуществляемое воспитание при обучении биологии сможет сформировать у школьников определенную систему ценностных отношений к окружающей действительности, в том числе к природе и роли человека. Воспитание, как и овладение, знаниями, и способами деятельности, осуществляется в процессе обучения и здесь определенная роль отводится методам и средствам обучения. Переход системы образования на более высокую ступень и происходящие в связи с этим кардинальные изменения требуют разработки новых, перспективных подходов в этой области.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан №233 от 13 октября 2005 г. в целях государственной поддержки и развития пчеловодства была принята концепция и программа «Развитие пчеловодства в Республике Башкортостан на 2006-2010 гг», где рекомендовалось пересмотреть содержание школьных программ с обязательным включением в них факультативов по пчеловодству. В соответствии с этим в Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы в 2006 г были открыты курсы «Школьное пчеловодство» по профессиональной переподготовке учителей для ведения занятий по пчеловодству в общеобразовательных учреждениях. Внедрение программы изучения пчеловодства в общеобразовательные учреждения способствует формированию базовых знаний и навыков в этой области, воспитанию научного мировоззрения, нравственности, гуманности, эстетического вкуса, бережного отношения к природе и экологической культуре.

Таким образом, на сегодняшний день основными аргументами в пользу изучения медоносной пчелы как объекта отрасли, педагогики и энтомологического объекта являются: экономико-биологические, педагогические, научные, культурно-исторические. В свою очередь, решение всех этих проблем требует реализации комплексных и стратегических мероприятий, охватывающих различные направления и слои общества: система образования, отрасли агропромышленного комплекса, перспективные селекционно-племенные и природоохранные программы и мероприятия.

Литература

  1. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
  2. Стрельцов В.Ф. Азбука пчеловодства. - СПб.: ООО Издательство «Полиган», 2002. - 286 с.
  3. Черевко Ю.А., Черевко Л.Д. Бойценюк Л.И., Кочетов А.С. Пчеловодство. - М.: КолосС, 2006. - 296 с.
  4. Херольд Э., Вайс К. Новый курс пчеловодства. Основы теоретических и практических знаний.- М.: АСТ: Астрель, 2007. - 368 с.
Просмотров работы: 22