Реализация принципов регулирования экономических процессов в региональной сфере потребительских услуг - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Реализация принципов регулирования экономических процессов в региональной сфере потребительских услуг

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная региональная структура экономики РФ отличается значительным разнообразием, что обусловлено как ресурсными и историческими предпосылками, так и активностью основных субъектов в развитии тех сфер, в которых они осуществляют свою деятельность. В рамках проводимого научного исследования остановимся на рассмотрении специфики развития регулирования сферы потребительских услуг Ростовской области. Данный регион является ведущим регионом Южного федерального округа, в связи с чем местное предпринимательское сообщество должно быть в большей степени подготовлено к внедрению современных форм регулирования, чем другие региональные субъекты данного макрорегиона.

Отметим, что в последние годы в Ростовской области открылось много новых предприятий, большинство из них ориентированы на сферу услуг, однако не все предприятия оснащены передовыми технологиями, из-за чего снижается качество услуг, культура обслуживания. В связи с этим на сегодняшний день перед предприятиями сферы потребительских услуг выдвигаютсякачественно новые задачи - комплексность сервиса, улучшение его качества. Приток новых технологий обеспечения решения данных задач приводит исследователей к анализу специфики регулирования этой сферы.

В целях обоснования целесообразности изменения подходов к регулированию сферы потребительских услуг необходимо проследить динамику её развития.

По данным Администрации Ростовской области, в 2009 г. ситуация на потребительском рынке области формируется под влиянием инфляционных процессов, роста безработицы, снижения реально располагаемых доходов населения и объёмов потребительского кредитования.

В Ростовской области сформирована достаточно разветвлённая схема управления сферой потребительских услуг. Ключевую роль в данной сфере играет Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области. Так, в Положении о данном Министерстве пишется: «Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (далее -министерство) является областным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по реализации на территории Ростовской области государственной политики в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития малого предпринимательства, туризма, межрегионального сотрудничества, внешнеэкономической деятельности, торговли, потребительского рынка и услуг...».

В числе полномочий Министерства отмечены:

  • координация деятельности областных органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере поддержки малого предпринимательства, развития въездного и внутреннего туризма, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, оборота алкогольной продукции в Ростовской области;
  • участие в подготовке предложений по регулированию и стимулированию развития сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
  • анализ и подготовка аналитических материалов по развитию торговли, потребительского рынка и сферы услуг;
  • участие в разработке и реализации мер по проведению региональной политики в области развития торговли, потребительского рынка, сферы услуг;
  • участие в разработке и реализации мер по проведению государственной политики регулирования и стимулирования развития сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения области, по вопросам применения контрольно-кассовой техники;
  • государственный контроль за соблюдением организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Ростовской области, федерального и областного законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;
  • участие в разработке и реализации мер по определению порядка лицензирования и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции;
  • лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

Таким образом, Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области является проводником реализации федеральной политики в области регулирования сферы потребительских услуг, а также имеет возможность осуществлять собственную политику. В г. Ростове-на-Дону отвечает за развитие сферы потребительских услуг Комитет по торговле и бытовому обслуживанию администрации города.

В число основных целей и задач данного структурного подразделения вынесено следующее. Целью комитета является обеспечение рыночного согласования товарного предложения и покупательского спроса.

Задачи:

  • формирование рыночной инфраструктуры;
  • финансовое оздоровление субъектов торговли;
  • нормативно-правовое информационное обеспечение участников потребительского рынка;
  • обеспечение доступности потребительского рынка;
  • обеспечение качества товаров и услуг на потребительском рынке.

Очевидно, что развитие сферы потребительских услуг рассматривается в структуре развития потребительского рынка в целом и не выделяется в специфическое направление в рамках муниципального управления.

Основными направлениями развития потребительского рынка г. Ростова-на-Дону в 2009 г. Означены:

  1. Активизация работы по привлечению предприятий потребительского рынка для участия в общегородской программе «Забота».
  2. Дальнейшее развитие социально ориентированных сетей магазинов-дискаунтеров и современных крупноформатных торговых объектов (гипер-, супермаркеты, торгово-досуговые центры).
  3. Дальнейшая реализация плана мероприятий по совершенствованию мелкорозничной торговой сети.
  4. Пресечение нарушений правил торговли в мелкорозничной торговой сети, недопущение фактов несанкционированной торговли.
  5. Реализация утверждённых мероприятий по перспективному развитию рынков города на 2009-2010 гг.
  6. Формирование процессов развития товаропроводящей сети города с учётом принятия мер по продвижению продукции местных товаропроизводителей.
  7. Реализация системы мер по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий, необходимых для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
  8. Формирование цивилизованного оптового продовольственного рынка с единым информационным пространством.
  9. Дальнейшая работа по организации на территории города сельскохозяйственных ярмарок и выставок-продаж.
  10. Содействие формированию современных распределительных логистических центров и внедрению программ развития новых технологий в оптовой торговле.
  11. Перспективными направлениями деятельности в решении проблем садоводческих товариществ являются: оказание помощив развитии инженерной инфраструктуры и перевод садовых массивов в посёлки приусадебного типа.

Анализ приведённых направлений показывает, что развитие сферы потребительских услуг не ставится в число приоритетных. Таким образом, исследование ещё раз подтверждает факт недостаточного внимания к данной сфере в структуре потребительского рынка муниципального образования.

В результате можно выделить следующие достоинства и недостатки развития сферы потребительских услуг Ростовской области.

Таблица1. Таблица SWOT-анализа развития сферы потребительских услуг Ростовской области.

Сильные стороны развития сферы

Слабые стороны развития сферы

  1. Устойчивый рост объёмов розничного оборота, общественного питания, услуг связи и бытовых услуг населению.
  2. Интерес потенциальных инвесторов.
  3. Развитая сеть транспортных коммуни-каций.
  4. Развитие особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
  5. Высокая платёжеспособность населения.
  6. Большой рынок сбыта.
  7. Выгодное географическое положение для продвижения товаров в Закавказье, страны Ближнего и Среднего Востока, Индию.

Расположение региона на пересечении крупнейших железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающих

большинство регионов Северного Кавказа с другими частями России, способствует его развитию как крупнейшего центра оптовой торговли юга РФ.

8. Вступление России во Всемирную торговую организацию,расширение международного сотрудничества и межгосударственных связей, что позволит расширить товарный ассортимент, снизить цены на импортные товары за счёт понижения таможенных пошлин

 

  1. Отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность и развитие внутреннего потребительского рынка в Российской Федерации, и механизмов взаимодействия между федеральными, региональными и местными структурами.
  2. Слабое развитие механизмов регулирования потребительской сферы органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.
  3. Неэффективность государственного контроля и надзора, правоохранительной деятельности государства.
  4. Низкая культура потребления, не способная в решающей мере влиять на конкуренцию. Отсутствие социальной составляющей в потребительской сфере.
  5. Отсутствие развитого оптового звена торговли с соответствующей инфраструктурой (современные складские помещения, оборудование, специализированный транспорт, цеха доработки, расфасовки, упаковки продукции.
  6. Всевозрастающие барьеры для входа в крупные сетевые компании - необходимость уплаты входных бонусов, бонусов за предоставление места в торговом зале.
  7. Недостаточный ассортимент предоставляемых в регионе высококачественных потребительских услуг.
  8. Недостаточное внедрение логистических механизмов в процессе оптовой торговли.
  9. Низкий профессиональный уровень работников потребительской сферы

Возможности

Угрозы

  1. Развитие, совершенствование инфраструктуры потребительского рынка, в т.ч. сетевой торговли, за счёт использования возможностей внутрирегиональных и внешних инвесторов. Ускоренное развитие провайдеров услуг «шаговой доступности», снижение арендной платы, торговой наценки.
  2. Развитие туристской отрасли для увеличения занятости, повышения уровня благосостояния населения края, что, как следствие, приведёт к увеличению объёмов реализации торговых и бытовых услуг. Повышение объёма внутреннего спроса.
  1. Проникновение на рынок продуцентов низкокачественных потребительских услуг.
  2. Недобросовестная конкуренция со стороны хозяйствующих субъектов других регионов (поглощение, рейдерство и т.д.).
  3. Полное замещение местных производителей услуг инорегиональными производителями (как из близлежащих регионов, так и других развитых регионов страны)

Оценить роль властных структур в развитии саморегулирования позволяют выводы, сделанные аналитиками АНО «НИСИПП». На основе анализа данных, полученных в ходе исследования «Мониторинг развития саморегулирования в регионах России», получен вывод относительно очень высокого уровня развития саморегулирования в Пермском крае, который на фоне ожидаемо высоких показателей Москвы и Санкт-Петербурга выглядит впечатляюще. Это даёт основание говорить о существенном продвижении в работе по созданию благоприятных для бизнеса условий хозяйствования и институциональной среды, способствующей развитию региональной экономики. И этот успех не выглядит случайным: губернатор Пермского края О.А. Чиркунов ещё в 2004 г. заявлял о том, что «упрощение процедур лицензирования, сокращение избыточных контрольных и надзорных функций, прозрачные процедуры доступа к государственной и муниципальной собственности, делегирование значительной части подобных функций саморегулируемым организациям, отказ государства от несвойственных ему функций, создание тем самым новых рынков, до сегодняшнего дня фактически монополизированных, освобождение их для эффективного предпринимателя, для частной инициативы - вот что искоренит почву для взяточничества со стороны надзорных органов».

В Ростовской же области развитие механизмов саморегулирования в число приоритетных не поставлено. Так, анализ Программы проведения административной реформы в Ростовской области в 2006-2010 гг. показывает, что в перечень основных направлений реализации программы включены:

  • оптимизация полномочий и функций областных органов исполнительной власти;
  • оптимизация системы и структуры областных органов исполнительной власти;
  • разработка и внедрение стандартов государственныхуслугиадминистративных регламентов;
  • управление по результатам;
  • противодействие коррупции;
  • совершенствование процесса сопровождения инвестиционных проектов;
  • совершенствование системы предоставления гражданам и организациям услуг в сфере начального профессионального образования;
  • повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества, информационное обеспечение проведения административной реформы в области;
  • кадровое обеспечение проведения административной реформыв области;
  • организационное обеспечение проведения административной реформы в области;
  • создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Определённую взаимосвязь с развитием саморегулирования имеет направление «Оптимизация полномочий и функций областных органов исполнительной власти», хотя при расшифровке содержания данного направления упоминаются лишь следующие пункты:

  • формирование отраслевых и сводного реестров полномочий и функций областных органов исполнительной власти;
  • разработка электронной системы формирования, ведения и автоматизированной обработки отраслевых и сводного реестров полномочий и функций областных органов исполнительной власти;
  • мониторинг полномочий и функций областных органов исполнительной власти, ведение отраслевых и сводного реестров полномочий и функций областных органов исполнительной власти;
  • анализ полномочий и функций областных органов исполнительной власти, внесение необходимых изменений в положения о соответствующих органах;
  • создание единой информационной системы, связывающей областные органы исполнительной власти между собой в процессе формирования сводного реестра полномочий и функций областных органов исполнительной власти.

Данные пункты связаны лишь с проведением внутренних изменений в структуре органов государственной власти и не затрагивают изменение внешних институтов регулирования тех или иных сфер экономики. Подобное упущение, на наш взгляд, не позволяет осуществить действительно эффективные преобразования, поскольку в данном случае отсутствует системный взгляд на решаемую проблему, а именно снижение уровня государственного регулирования за счёт совершенствования рыночных механизмов.

Таким образом, результатыданногоисследованияпоказывают, что региональные органы власти могут оказывать существенное воздействие на развитие механизмов саморегулирования, хотя на примере Ростовской области показано, что на данном уровне развития саморегулирования органы государственной власти оказывают недостаточное управленческое воздействие в данном направлении.

  1. http://www.mbmo.ru/serv-bit.shtml
  2. http://be5.biz/ekonomika/m001/15.htm
  3. Богалдин-Малых В.В. Бизнес-стратегии и операционный маркетинг на рынке услуг 2008 г.
  4. 3алесский В.В.Даллистратова Р.Ф.О некоммерческих организациях. -М.:Юрайт,2006.-180с.
  5. Котлер Ф., Стратегический маркетинг некоммерческих организации: Учебник.-М.: Феникс, 2007.- 854 с.
Просмотров работы: 3