В условиях рыночной отношений центр экономической деятельности перемещается в основное звено экономики - на предприятие. Именно на предприятиях производится нужная обществу продукция, оказываются разнообразные услуги. Дело в том, что именно на предприятиях сосредоточены квалифицированные кадры, здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов, применения современной техники и технологии, получения высококачественных товаров и услуг, пользующихся спросом.
В условиях рыночной экономики выживает лишь тот, кто грамотно и умело изучает требования рынка, предлагает услуги, нужные людям, разрабатывает четкие бизнес-планы, осуществляет эффективное управление.
Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести с помощью одного какого-либо показателя. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия.
Показатель - это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику или степень выполнения определенной задачи.
Все показатели исходя из требований рынка можно разделить на:[1]
Такое деление показателей зависит от проводимого анализа. К примеру, показатель издержки производства в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг.
В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.
Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным показателям, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Данными показателями являются оборот, валовая и частичная выручка, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, уставной фонд, задолженность и т.д.
Относительные показатели определяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и т.д.
Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам - характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.
Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми могут быть изменение уставного фонда за год, изменение прибыли за год и т.д.
Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться или ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит ведет одновременно и к уменьшению наличности.
Для определения эффективности деятельности предприятия применяется система показателей, представленная в таблице:[2]
Показатель |
Характеристика |
Производительность труда |
|
Выработка
|
Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени. |
Трудоемкость |
Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции |
Показатели использования основных фондов |
|
Фондоотдача
|
Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов. |
Фондоемкость
|
Отражает стоимость основных фондов производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции. |
Фондовооруженность
|
Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами. |
Коэффициент интенсивности использования оборудования |
Характеризует эффективность использования оборудования. |
Показатели использования оборотных средств |
|
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
|
Показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период. |
Коэффициент закрепления оборотных средств
|
Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации. |
Длительность одного оборота
|
Показывает, за какой срок предприятие возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. |
Материалоемкость продукции |
Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции. |
Показатели рентабельности |
|
Рентабельность услуг |
Эффективность затрат, произведенных предприятием, на производство и реализацию услуг. |
Рентабельность продаж |
Характеризует прибыльность производственной деятельности предприятия за определенный период времени |
Рентабельность имущества предприятия |
Показывает какую прибыль получает предприятие с каждого рубля вложенного в активы. |
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества оказываемых услуг, так как качество сильно влияет как на повышение конкурентоспособности услуг, так и на повышение цены. Последнее увеличивает объем продаж, а следовательно, и рост прибыли.
Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволяет:[3]
При рассмотрении показателей можно сделать вывод, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития предприятия в условиях острой конкуренции необходимо, чтобы руководитель видел результаты всех видов деятельности для формирования системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей предприятия.
Библиографический список
[1] Кара А.Н. Экономика сферы обслуживания: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф.образования.-М: Академия, 2010 -320 с.
[2] Грибов В.Д. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие - 3.-е издание, перераб., - М: КНОРУС, 2011-280 с.
[3] Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство: учебное пособие для студентов вузов. -М Аспект Пресс, 2006-318 с.