ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной экономике все возрастающую роль играет сфера сервиса. Она проявляется, прежде всего, в том, что:
  • развитие сферы сервиса позволяет удовлетворять постоянно растущие потребности в разнообразных услугах;
  • в сфере сервиса постоянно создаются новые рабочие места;
  • сфера сервиса последовательно увеличивает свою долю в структуре валового внутреннего продукта.

В условиях рыночной отношений центр экономической деятельности перемещается в основное звено экономики - на предприятие. Именно на предприятиях производится нужная обществу продукция, оказываются разнообразные услуги. Дело в том, что именно на предприятиях сосредоточены квалифицированные кадры, здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов, применения современной техники и технологии, получения высококачественных товаров и услуг, пользующихся спросом.

В условиях рыночной экономики выживает лишь тот, кто грамотно и умело изучает требования рынка, предлагает услуги, нужные людям, разрабатывает четкие бизнес-планы, осуществляет эффективное управление.

Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести с помощью одного какого-либо показателя. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия.

Показатель - это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику или степень выполнения определенной задачи.

Все показатели исходя из требований рынка можно разделить на:[1]

  • оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов в той или иной деятельности;
  • затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

Такое деление показателей зависит от проводимого анализа. К примеру, показатель издержки производства в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг.

В зависимости от цели анализа показатели  могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.

Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным показателям, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Данными показателями являются оборот, валовая и частичная выручка, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации  продукции, уставной фонд, задолженность и т.д.

Относительные показатели определяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и т.д.

Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам - характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми могут быть изменение уставного фонда за год, изменение прибыли за год и т.д.

Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться или ухудшаться. Например, увеличение прибыли при  продажах в кредит ведет одновременно и к уменьшению наличности.

Для определения эффективности деятельности предприятия применяется система показателей, представленная в таблице:[2]

Показатель

Характеристика

Производительность труда

Выработка

 

 

Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени.

Трудоемкость

Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции

Показатели использования основных фондов

Фондоотдача

 

 

Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов.

Фондоемкость

 

 

Отражает стоимость основных фондов производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции.

Фондовооруженность

 

 

Характеризует оснащенность работников предприятия

основными производственными фондами.

Коэффициент

интенсивности использования оборудования

Характеризует эффективность использования оборудования.

Показатели использования оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

 

Показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период.

Коэффициент закрепления оборотных средств

 

Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации.

Длительность одного оборота

 

 

Показывает, за какой срок предприятие возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции.

Материалоемкость продукции

Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции.

Показатели рентабельности

Рентабельность услуг

Эффективность затрат, произведенных предприятием, на производство и реализацию услуг.

Рентабельность продаж

Характеризует прибыльность производственной деятельности предприятия за определенный период времени

Рентабельность имущества предприятия

Показывает какую прибыль получает предприятие с каждого рубля вложенного в активы.

В условиях рынка  важное значение имеют показатели качества оказываемых услуг, так как качество сильно влияет как на повышение конкурентоспособности услуг, так и на повышение цены. Последнее увеличивает объем продаж, а следовательно, и рост прибыли.

Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволяет:[3]

  • быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
  • точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
  • находить пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

При рассмотрении показателей можно сделать вывод, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития предприятия в условиях острой конкуренции необходимо, чтобы руководитель видел результаты всех видов деятельности для формирования системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей предприятия.

Библиографический список

  1. Грибов В.Д. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие - 3.-е издание, перераб., - М: КНОРУС, 2011-280 с.
  2. Кара А.Н. Экономика сферы обслуживания: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф.образования.-М: Академия, 2010 -320 с.
  3. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство: учебное пособие для студентов вузов. -М Аспект Пресс, 2006-318 с.

[1] Кара А.Н. Экономика сферы обслуживания: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф.образования.-М: Академия, 2010 -320 с.

[2] Грибов В.Д. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие - 3.-е издание, перераб., - М: КНОРУС, 2011-280 с.

[3] Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство: учебное пособие для студентов вузов. -М Аспект Пресс, 2006-318 с.

Просмотров работы: 3305