Перспективы развития бытового обслуживания населения в России - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Перспективы развития бытового обслуживания населения в России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент наиболее перспективные направления развития сферы бытового обслуживания - это сопутствующая и сетевая модели.

По первой модели развиваются компании, для которых бытовые услуги - это сопутствующий бизнес, усиливающий конкурентное преимущество основного. Речь идет прежде всего о сервисах бытовой техники, которые создали такие сети, как "Партия", "М.Видео", "Эльдорадо"[1].

Ранее предполагалось, что с ростом рынка бытовой техники, потребность в сервисе будет снижаться, но оказалось, что уровень доходов населения достаточен лишь для ремонта старого оборудования, а не покупки нового. Таким образом, возникла ситуация, когда темпы роста сопутствующего бизнеса ничуть не уступают темпам основного, потому что потребителям, покупающим дорогую технику легче обратиться в сервис-центр фирмы, продавшей товар, чем искать ремонтную службу.

По второй бизнес-модели работают предприятия бытовых услуг, которые создали свои собственные сети. Сегодня среди них есть и компании, которые развились благодаря собственным инвестициям ("Диана", "Ронова-клининг", "Прокат.ру"), и компании с западным капиталом ("Примекс" и "Содексо"). По словам руководителя комитета по торговле и бытовому обслуживанию города Ростов-на-Дону, сейчас предоставляется более 500 видов различных бытовых услуг. В городе работает пока только одна сеть бытовых услуг - «Робиком», она насчитывает 12 точек. Сеть специализируется на ремонте обуви. У нее нет единого названия, в разных районах города она представлена как «Каблучок» или «Ремонт обуви».

Самые представительные сети (с десятками филиалов) - в клининге, в самом быстрорастущем сегменте рынка бытовых услуг. Сегодня здесь работает все крупные компании - "Ронова-клининг", "Примекс", "Премьер-сервис" и "Содексо". Несмотря на то, что клининг - бизнес с наиболее высокими издержками на рынке бытовых услуг (только в оборудование и подготовку кадров нужно инвестировать не менее полумиллиона долларов), ежегодно сегмент этот растет темпом 50% и в нем появляется до 20 новых компаний. Сегодня емкость клининга специалисты оценивают в 130 млн долларов, в ближайшие три-четыре года прогнозируется рост до 800 млн как минимум. "Рынок клининга будет активно расти до тех пор, пока в Москве будет продолжаться строительный бум. Интенсивно расти этот рынок сегодня начал и в регионах - прежде всего в городах-миллионниках, где только разворачивается строительство офисных и торговых центров", - говорит Петр Грейдинг, генеральный директор Международной ассоциации компаний индустрии чистоты[2].

Кроме того рост фирмы, предлагающей бытовое обслуживание, возможен за счет диверсификации бизнеса. При этом невысокая рентабельность компенсируется разнообразием спектра предлагаемых услуг.

Еще одной перспективой развития является создание сервис-центров, аналогичных советским домам быта. Комплексы мелких бытовых услуг могут располагаться в гипермаркетах, супермаркетах, в местах регулярного совершения покупок, где услуги будут выполняться быстро, со всеми удобствами для потребителей.

Осуществление бытовых услуг с вызовом мастера на дом, может быть представлено проектом «Супруг на час». Такой бизнес не требует высоких капитальных вложений, а за счет удовлетворения потребности в мелком ремонте дома, может принести значительный доход.

Важным направлением развития бытового обслуживание на региональном уровне является увеличения объемов реализации в сельской местности, поскольку в результате сельскохозяйственной направленности области, в районах отмечается низкий спрос на данный вид сервиса.

Улучшение обстановки на рынке бытовых услуг невозможно без выявления проблем в данной сфере, и предложений по их решению.

Таблица 4 Проблемы бытовых услуг и их решение

Проблемы

Решение

Появление нелегальных, теневых предприятий

Проведение переписей налоговыми и статистическими органами

Высокий уровень налогообложения

Реформирование налоговой базы, введение льгот по налогообложению и арендной плате

Несовершенство нормативного регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания.

Принятие законов о защите прав потребителей, федеральных и муниципальных законов в сфере услуг, бытового облуживания населения (Федеральный закон от 28.12.2009 №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 февраля 2010 года), утвердить нормы и социальные нормативы, регламентирующие деятельность бытового обслуживания

Низкий уровень государственной поддержки

Программы по развитию предпринимательства, муниципальные программы развития торговли

Недостаточный уровень спроса, из-за низкого уровня доходов населения,

Социально направленная государственная политика

Низкое качество услуг

Подготовка и переподготовка кадров, приобретение нового оборудования

Сложность доступа к кредитным ресурсам

Совершенствование кредитной системы и разработка специальных программ кредитования предприятий сферы бытового обслуживания населения, предоставление льготных кредитов предприятиям, в том числе через фонд поддержки малого предпринимательства

Подводя итог можно сказать, что хотя на данный момент деятельность по оказанию бытовых услуг  населению не очень рентабельна и имеет много проблем, но она является социально-значимым сервисом, а поэтому его необходимо развивать, что просто невозможно без поддержки государств.

Это объективно предполагает формирование институционального механизма регулирования рынка бытовых услуг, который должен включать систему мер организационно-экономического характера, направленных на совершенствование структуры рынка бытовых услуг в целях сбалансированности спроса и предложения. К таким мерам относятся методы, содействующие реорганизации структуры рынка бытовых услуг с использованием государственных рычагов для ускорения прогрессивных изменений на социальном уровне.

Литература:

  1. Герасимов Б.И., Гурова Л.Г.Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона: Монография.Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 164 с.
  2. Российский статистический ежегодник 2009
  3. Сайт администрации Ростовской области http://www.donland.ru/
  4. ИА "Альянс Медиа" - http://www.allmedia.ru/
  5. Натуральная Россия. Большинство россиян в быту предпочитают самообслуживание.Михаил Махлин  "Российская Бизнес-газета" №517 от 2 августа 2005 г.
  6. Е. Ю. Захарова Институциональный механизм регулирования рынка бытовых услуг

[1] ИА "Альянс Медиа" - http://www.allmedia.ru

[2] http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=706499???history=0&sample=7&ref=2

Просмотров работы: 631