Студенческие профсоюзные организации как форма социальной активности молодежи - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Студенческие профсоюзные организации как форма социальной активности молодежи

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная активность рассматривается как повышенное, по сравнению с принятым в обществе или той или иной социальной группе, участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества. В настоящее время в зарубежной социологии молодежный активизм анализируется, как правило, в рамках изучения общественных движений. В отечественной научной литературе социальная активность молодежи рассматривалась преимущественно либо в контексте политической активности (участие в выборах, членство в общественных объединениях и т.п.), либо в ее культурных проявлениях (принадлежность к неформальным молодежным движениям, субкультурным сообществам и т.п.)[1].      

Специфику социальной активности молодежи можно выявить, если считать эту активность ответом на дискриминацию, неполноценный статус и даже стигматизацию молодежи в обществе. С одной стороны, это преодоление дискриминации через отстаивание своей идентичности, т.е. попытка объединится и отстаивать свои права на своеобразие, право на существование своих взглядов и способов поведения, если они не нарушают действующего законодательства, или требовать изменения установившегося порядка, если формы поведения выходят за рамки закона. Во втором случае ответ на дискриминацию или стигматизацию молодежи состоит в демонстрации своих социально-приемлемых и социально-значимых, «полезных» целей и форм поведения, т.е. молодежные инициативы, выступают механизмом для обеспечения социального приятия молодежи обществом, оказания ей доверия. Это адаптационная стратегия, в основе которой нередко лежит ориентация на достижение личного успеха молодежных активистов. Молодежный активизм при этом выступает средством социального лифта, иные механизмы которого практически не функционируют в настоящее время в рамках существующих социальных и политических институтов. Молодежные общественные объединения выступают не только институтом легитимизации социальной активности молодежи, но и источником социальных инноваций и социальных изменений. Сфера деятельности молодежных объединений может быть совершенно разная, главное - чтобы молодые люди имели право высказать свое мнение в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. Для использования позитивного потенциала молодежных объединений необходимо создание условий для повышения социальной активности молодежи, прежде всего на местном и региональном уровне.

Именно поэтому, сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных  консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления[2].

Наиболее полно поддержку социальной активности молодежи оказывают студенческие профсоюзные организации. Обществом  признается социальная значимость этих организаций. В отличие от неформального студенческого сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в профсоюзной организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Организация берет на себя "защиту прав и интересов своих членов", "заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив", "обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности".

В качестве органа студенческого самоуправления в ТУСУРе выступает первичная профсоюзная организация студентов (ППОС ТУСУР).

Структура первичной профсоюзной организации студентов ТУСУР состоит из следующих подразделений: профбюро, созданные на  каждом факультете, комиссии по различным направлениям деятельности (социально-правовая, комиссия общественного контроля, спортивно-оздоровительная комиссия), студенческий отряд охраны правопорядка (СООПР), студенческие строительные отряды (ССО), студенческие советы общежитий, отдел образовательных программ (ООП). Каждое из данных подразделений возглавляют сами студенты, что способствует развитию их лидерского потенциала. Также студенты, входящие в состав подразделений, не только учатся отстаивать свои права, но и взаимодействовать с администрацией, работать с нормативно-правовой базой, развивать свои творческие и организаторские способности и т.д.

ППОС ТУСУР позволяет студентам применять на себя различные социальные роли и способствует их социальной активности. Работа в каком-либо подразделении ППОС позволяет студенту, как разработать и реализовать свой проект, так и поучаствовать в реализации проекта созданного таким же студентом, что способствует накоплению положительного опыта по организации, работе в команде и даже определенному профессиональному опыту, который может пригодиться в дальнейшей уже профессиональной деятельности. В рамках работы в профсоюзной организации студент также является непосредственным участником в решении вопросов на уровне ВУЗа, так как ППОС ТУСУР является органом студенческого самоуправления, на основе положения о ППОС ТУСУР и коллективного соглашения между администрацией ВУЗа и профсоюзом.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что профсоюзные организации в наибольшей степени влияют на социальную активность молодежи и способствуют ее развитию. Работа в профсоюзной организации способствует формированию активной гражданской позиции студентов, содействие их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, повышению сознательности и требовательности студентов к уровню знаний, реализации прав студентов на участие в управлении образовательным учреждением, оценке качества образовательного процесса, формированию общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития городов и российского общества[3].


[1]АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ  ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, 2005

[2] Рогозин Д.М. Контент-анализ институциональных целей молодежных общественных объединений // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 152-173.

[3]Рогозин Д.М. Контент-анализ институциональных целей молодежных общественных объединений // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 152-173.

Просмотров работы: 61