Проблема становления и развития предпринимательства в России весьма актуальна, так как нынешняя государственная политика в области предпринимательства недостаточно эффективна и требует коррекции.
Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к тому, что наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации и вынуждены были часто опираться не только на экономические, но и на административные методы регулирования.
Самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства считается период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от благоприятных и неблагоприятных условий.
Российский менталитет приобрел статус оправдательной причины неудач внедрения «правильных» теорий. Но менталитет формируется годами, ошибиться в его учете возможно, лишь полностью игнорируя. У нас в стране годы формирования менталитета пришлись на эпоху двойных стандартов российского социализма.
В современной России становление рыночной экономики идет, чаще всего, на основе заимствования зарубежной предпринимательской практики, хотя Россия имеет многовековой успешный опыт деятельности института предпринимательства. Не учитывая опыт наших предков, ставивших перед собой аналогичные цели и действовавших в том же направлении, что и современные предприниматели, без своих исторических корней предпринимательство повторит уже сделанные ошибки.
Создание условий для предпринимательства, особенно в сфере материального производства, является важнейшей составляющей экономической политики государства.