С целью проверки этого предположения было проведено исследование Я-концепции личности у юных спортсменов (11-16 лет), мужского (n = 55) и женского (n = 52) пола, различных спортивных специализаций. Особенности Я-концепции спортсменов изучались с помощью методик диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн и теста «Кто Я?» Куна-Макпартленда. Полученные результаты были обработаны с помощью корреляционного анализа и определения достоверности различий по критерию t-Стьюдента.
Обнаружено 12 различий показателей Я-концепции из 19 возможных.
Было установлено, что спортсменки в большей степени ориентированы на рефлексию. Они дают гораздо больше психологических характеристик при описании собственной личности, чем спортсмены (t = 2,75; р ≤ 0,01). В общем и целом, степень сложности их представлений о самих себе выше, чем у юношей (t = 2,02; р ≤ 0,05). Однако различий в количестве объективных самохарактеристик (обозначении собственных социальных ролей) между мужской и женской выборками обнаружено не было. Спортсменки, как и обычные женщины, оказались в большей степени ориентированными на собственный внутренний мир.
С помощью корреляционного анализа были выявлены некоторые структурные особенности Я-концепции разного пола. Общим для всех спортсменов является значительный «удельный вес» самооценки интеллекта в структуре Я-концепции. Самооценка интеллекта является «ядром» Я-концепции спортсменов мужского пола. А в качестве «каркаса» Я-концепции спортсменок выступает симптомокомплекс уровня притязаний в сферах: эмоциональных, волевых, коммуникативных и адаптивных качеств. В целом, Я-концепция девушек - спортсменок отличается довольно сложной структурой. Можно заметить, что Я-концепция спортсменов основывается на «реальном Я», а Я-концепция спортсменок - на «идеальном Я», что может быть источником как для работы над собой в плане самосовершенствования, так и для внутренних конфликтов.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об отсутствии ярко выраженных гендерных отклонений в Я-концепции спортсменов. Полученные данные вполне согласуются с общепринятыми представлениями о психологических аспектах мужественности женственности.