График 2 показывает динамику объемов перевалки российских грузов через порты России, Украины и страны Балтии за 2007-2010 гг. Здесь мы видим, что мировой финансовый кризис внес свои коррективы в развитие морского транспорта и темпы роста сократились с 13,4% в 2007 году до 0,8% в 2008. Но в 2009 году объем перевозок грузов через морские порты России вырос уже на 9,2%. Однако если брать во внимание перевозки только через Балтию и Украину, то этот показатель снизился аж на 13,5%. Это говорит о том, что Россия в 2009 году в большей степени сконцентрировалась на перевалке через свои порты.
В 2010 году объем перевалки грузов в морских портах России вырос уже на 6,7%. Объем перевозок российских грузов через морские порты Балтии и Украины продолжает снижаться.
Если рассматривать объем перевалки грузов по регионам России, то наилучшая динамика наблюдается в Дальневосточном бассейне. Однако, несмотря на это, самое большое количество перевалки грузов остается в Северо-западном бассейне (см. диаграмму 1). По итогам 9 месяцев 2010 года грузооборот морских портов Северо-западного бассейна вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 2,4% и составил 170,0 млн. т.
Если рассматривать отдельные компании, то наибольших успехов добились ОАО «Калининградский МТП», ОАО «Архангельский МТП» и др. У ОАО «Мурманский МТП» показатели объемов перевалки грузов сократились на 15,1%.
Однако, несмотря на снижение эффективности Мурманского МТП в 2010 году и быстрые темпы развития портов Дальневосточного региона, считается, что развитие Мурманского МТП - важный шаг на пути освоения Арктики, в котором уже заинтересованы многие страны мира, даже те, которые, казалось бы, далеки от Севера. Китай, например, уже имеет программу строительства ледоколов. Это связано с Северным морским путем.
Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Его судьба в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов: Штокмановского месторождения нефти и газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, месторождений северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля. Наши европейские соседи также крайне заинтересованы в развитии Северного морского пути, так как он является логическим продолжением Северного морского коридора, совместное использование которых позволит наладить регулярное сообщение из регионов западной Европы и северной Норвегии через Россию к портам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Возможный вариант осуществления этого проекта, вернее, шаг на пути к его осуществлению - это развитие Мурманского транспортного узла, строительство которого планируется во II квартале 2012 года, в том числе развитие Мурманского морского торгового порта.
В 2009 году Мурманский морской торговый порт поставил исторический рекорд по объему перевалки грузов - 15,2 млн тонн. Прирост грузооборота составил 10%, то есть почти 1 млн тонн. А это очень хороший показатель даже по меркам крупного европейского порта.
Российская политика дальнейшего освоения Арктики и Северного морского пути открывает для порта новые перспективы. Так, арктическая нефтегазодобыча (Штокман, Варандей и другие месторождения) и реализация проектов развития транспортных коридоров неизбежно приведут к увеличению перевозок через Мурманск оборудования, труб, контейнеров. С началом эксплуатации Штокмана и газификацией Кольского полуострова станет возможным строить здесь заводы для производства минеральных удобрений. Обозначенные перспективы нашли отражение в утвержденной программе «Основные направления развития ОАО «Мурманский морской торговый порт».
Таким образом, развитие Мурманского МТП не только способствует развитию экономики региона, но и ускоряет процесс реализации проекта по развитию Северного морского пути, осуществление которого приведет к объединению в единую транспортную систему территории, простирающейся от портов Западной Европы, Великобритании, Исландии и Гренландии до России, и далее до Азиатско-Тихоокеанского региона.