ИНТЕГРАТИВНАЯ СТРУКТУРА МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИНТЕГРАТИВНАЯ СТРУКТУРА МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вузовская лекция -  главное звено дидактического цикла. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Слово «лекция» происходит от латинского  lectio,  дословно означающее - чтение.

Формы и задачи лекций менялись и совершенствовались на протяжении всего времени существования высшего образования. В  средневековье, когда не было учебников, и лекция была для студентов единственным источником знаний, профессора, стоя за кафедрой, быстро или медленно читали, написанное ими. Начиная с XVIII века она изменила свою форму - стала устным рассказом преподавателя (профессора). Лекция сегодняшнего дня  - это уже не чтение и не пересказ учебника, а «оригинальное исследование, самостоятельный анализ  и синтез, осмысление того, что увидел своими глазами, постиг своим умом» [1]. Из монолога «она все больше становится формой совместного думания вслух лектора и учащихся» [2].

На лекции в учебных планах специальностей высшей школы Российской Федерации отводится 40-50% учебного времени. Несмотря на значимую роль лекционных занятий в процессе обучения  многие преподаватели констатируют пассивность обучающихся и низкий уровень их учебно-познавательной деятельности на лекциях. В связи с чем, они предлагают заменить часы, отводимые в учебном процессе на лекционные занятия часами самостоятельной работы.

Мы с этим не согласны так как: именно лекция способствует формированию у студентов потребности, мотивации  изучения дисциплины, темы;  именно лекция позволяет экономно передать большой объем информации, знакомя студентов с основными теоретическими положениями изучаемой дисциплины;  именно лекция дает научный материал из первых уст, вводит в теоретическую лабораторию ученого (лектора), передает личное отношение преподавателя к предмету, максимально учитывая запросы  и уровень развития студенческой аудитории;  именно лекция способствует формированию научного мышления, дает образцы и логику самостоятельной работы, упражняет в классификации смысловых единиц, отношения их к методологическому, теоретическому, фактическому уровням знаний.

Поэтому мы считаем, что лекция должна по-прежнему оставаться как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе, а активизацию учебно-познавательной деятельности студентов можно осуществить применением нетрадиционных   видов лекций. К  таким лекциям мы относим лекцию Мультимедиа, которая проводится с помощью мультимедийной обучающей системы лекционного курса.

Мультимедийной обучающей системой (МОС) технической дисциплины  нами названа совокупность взаимосвязанных компьютерных учебных программ (информационной, тренировочной, моделирующей, справочно-энциклопедической, контролирующей), обеспечивающих полную структуру учебно-познавательной деятельности: цель, мотив, собственно деятельность, результат - при условии интерактивной обратной связи, выполненных на основе технологий Мультимедиа.

В соответствии с этой дефиницией под  мультимедийной обучающей системой лекционного курса технической дисциплины мы понимаем такую МОС, в которой превалирует информационная компонента.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов на лекциях Мультимедиа нами  разработана интегративная структура МОС (ЛК), которая включает в себя блоки контента учебного материала, реализующие  дидактические компоненты лекции и основные ее функции (рис. 1). В соответствии с основными структурными компонентами учебно-познавательной деятельности,  к дидактическим компонентам лекции Мультимедиа нами отнесены: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Кратко охарактеризуем их.

Целевой компонент включает в себя: определение темы, постановку цели и задач, рассматриваемых на лекции, установление связи данной темы с предшествующими и  последующими, а также связи этой темы с другими дисциплинами, изучаемыми студентами на старших курсах.

Потребностно-мотивационный компонент лекции Мультимедиа. Основная  задача данного  структурного компонента состоит  в том, чтобы пробудить у обучающихся интерес к  предстоящей теме лекции. Если задача целевого  структурного компонента легко и просто осуществима как  на лекции, проводимой по традиционной технологии, так и на лекции Мультимедиа, то основная задача потребностно-мотивационного компонента может быть  осуществима с большим успехом  при использовании МОС(ЛК). Для поднятия интереса к теме лекции у обучающихся преподаватель с помощью  МОС(ЛК) может представить в начале лекции  либо исторические документальные материалы по научной деятельности ученых, чьи имена связаны с  рассматриваемой темой лекции, либо задачи эвристического характера, с которыми столкнулись ученые электротехники по  изучаемой теме. Эти задачи могут быть предложены лектором студенческой аудитории  для обсуждения и решения в начале лекции, что позволит  преподавателю провести небольшую мотивационную интеллектуальную разминку,  которая организует,  вызовет интерес  по данной теме и настроит аудиторию на продуктивную деятельность в течение предстоящей лекции.

Содержательный    компонент является одним из основных дидактических  компонентов лекции, он отражен в учебниках, учебных пособиях, авторских конспектах лекций, в том числе  на электронных носителях, по каждой дисциплине, предусмотренной Государственным образовательным стандартом. 

Содержание лекции должно быть в первую очередь научно и  отражать современные тенденции  исследований предметной области знаний. В связи с этим очевидны преимущества электронного конспекта лекций перед учебным пособием или  учебником, изданным типографским способом,  так как электронный конспект позволяет постоянно вносить в него изменения и коррективы, а самое главное - сократить время между  его написанием и изданием (распространением).

Основная задача операционно-деятельностного  компонента состоит в  организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на лекционных занятиях, способствующей лучшему восприятию, глубокому осмыслению, прочному запоминанию учебной информации. 

Операционно-деятельностный компонент на лекции Мультимедиа может быть усилен за счет визуализации предъявляемой  лектором учебной  информации и возможностью включения в структуру лекции программ имитационного моделирования, позволяющих создавать проблемные ситуации.

Оценочно-результативный  компонент - это новый дидактический   компонент лекции, который  вносит существенное изменение в методику проведения лекции Мультимедиа  в отличие от лекции, проводимой по традиционной технологии. Данный компонент позволяет осуществить обратную связь, организовать самоконтроль студентов и коррекцию методики проведения лекции самим преподавателем.

Оценочно-результативный  компонент  на лекции Мультимедиа  реализуется за счет организации экспресс-тестирования (быстрый контроль), которое  позволяет осуществить студенту самодиагностику  усвоения лекционного материала на основе сравнения  своих результатов с заданными эталонами. Введение этого  компонента предполагает  рассматривать лекцию Мультимедиа как лекцию с замкнутым видом управления учебно-познавательной деятельностью.

Как отмечено в [3] дидактическими и воспитательными целями лекции являются:

- предъявление обучающимся современных, целостных, взаимосвязанных знаний, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;

- обеспечение в процессе лекции творческой работы студентов совместно с преподавателем;

- воспитание у студентов профессионально-деловых качеств, любви к предмету и развитие у них самостоятельного творческого  мышления.

 В соответствии с перечисленными целями лекции М. Я. Виленский  выделяет следующие основные функции лекции: познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.

Познавательная функция лекции выражается в обеспечении обучающихся знаниями основ  науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем.  Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, логически рассуждать, научно мыслить. Познавательная функция соответствует репродуктивному  уровню, а развивающая  - продуктивному уровню учебно-познавательной деятельности обучающихся.  Воспитательная функция реализуется в том  случае, если  она кроме передачи фактических знаний в профессиональной области  включает в себя идеологическую, общенаучную и гуманитарную информацию. Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь управление самостоятельной работой обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки.

Перечисленные функции сохраняют свою силу и для лекции Мультимедиа, причем  наблюдается повышение весомости  всех функций за счет программных и психолого-педагогических возможностей МОС(ЛК).

Структура как философская категория - это форма существования содержания. В связи с этим структура МОС(ЛК) должна представлять собой совокупность блоков контента учебного материала в данной предметной  области.  Нами  предложены следующие блоки контента:  установочно-целевой,  справочно-энциклопедический, электронного конспекта, объяснительно-иллюстративный, проблемных задач, тестовых заданий.

Охарактеризуем кратко каждый из перечисленных блоков контента. Блок установочно-целевой соответствует целевому дидактическому компоненту лекции Мультимедиа. Материал данного блока структурирован в соответствии с функциональным назначением целевого компонента, а именно в нем  представлены:  темы лекций в соответствии с  рабочей программой дисциплины, по каждой теме сформулированы цель и задачи, умения и способы действий, которые должны усвоить обучающиеся.

Так как организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением  его целей, а также осознанием и принятием этих целей  обучающимися, то основной функцией установочно-целевого блока является организующая.

Блок справочно-энциклопедический  реализует в МОС(ЛК) потребностно-мотивационный компонент за счет включения биографических данных и основных научных достижений известных ученых в данной предметной области; информации, отражающей результаты новых научных исследований  и перспективы развития  данной области; основных понятий и определений по дисциплине в соответствии с  требованиями ГОСТа.

На формирование потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Как отмечает И. Ф. Харламов [4] весьма действенным фактором в этом отношении является личность  преподавателя, его эрудиция (от лат. еudition - «ученость, образованность») и мастерство преподавания. Если  преподаватель в совершенстве  и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает обучающихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и обучающиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активной учебно-познавательной деятельности.

Информация  этого блока   способствует  развитию у обучающихся интереса к дисциплине, повышению мотивации обучения, формированию научного мировоззрения,  вносит значительный вклад в процесс воспитания и развития личности.

Блок электронного конспекта  отражает сущностную характеристику содержательного компонента, представляет собой текстовый конспект лекций   с  пояснениями каждого слайда объяснительно-иллюстративного блока. Блок электронного конспекта  может использоваться преподавателями в процессе подготовки к лекции Мультимедиа и студентами очной, очно-заочной, заочной и дистанционной  форм обучения при самостоятельной работе. Основными функциями данного блока являются: познавательная, организующая, воспитательная.

Блок объяснительно-иллюстративный организует репродуктивный уровень учебно-познавательной деятельности обучающихся,  применяется  при объяснительно-иллюстративном изложении  учебного материала. Блок содержит лекции Мультимедиа, структурированные по учебным темам (модули). Каждый модуль  включает в себя название темы и предъявляемый лектором визуализированный  на слайдах  учебный материал  (фотографии, электрические схемы, графики, диаграммы). Создание слайдов лекции Мультимедиа  должно осуществляться с учетом эргономических требований. Основными функциями данного блока являются: познавательная, организующая,  воспитательная.

Блок  проблемных задач организует продуктивный уровень учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивая проблемное изложение  лекционного материала. Он состоит из  комплекса проблемных задач, структурированных по учебным темам. Каждая  проблемная задача представляет собой компьютерную визуализацию  ее исходных данных и заранее   созданных преподавателем гипотетических вариантов решения, используется преподавателем  с помощью метода компьютерного моделирования проблемных задач или программ имитационного моделирования. Основными функциями данного блока являются: познавательная, развивающая, организующая, воспитательная.

Блоки объяснительно-иллюстративный и проблемных задач реализуют операционно-деятельностный компонент МОС(ЛК).

Блок  тестовых  заданий организует на лекции Мультимедиа экспресс-тестирование, представляет собой  комплекс тестовых заданий по каждой теме лекции. Проведение экспресс-тестирования в конце лекции Мультимедиа способствует  осознанной организации учебно-познавательной деятельности самими обучающимися, воспитывает в них чувство самодисциплины.

Созданные    и зарегистрированные во Всероссийском научно-техническом информационном центре (г. Москва) МОС лекционных курсов  по  дисциплинам «Теоретические основы электротехники», «Общая электротехника» [7, 8, 9] выполнены в  формате HTML, рисунок 2. Установочно-целевой, справочно-энциклопедический блоки и  блок электронного конспекта выполнены в Word в виде гипертекста. Блоки объяснительно-иллюстративный,  проблемных задач, тестовых заданий  выполнены  с применением таких инструментальных программных  средств, как Macromedia Flash, Power Point, позволяющих применять анимационные и звуковые эффекты и включать в виде вставок фотографии, видеоролики, фрагменты имитационного моделирования, выполненные в  средах Elektronics Workbench, MatLab. Временная последовательность появления анимационного изображения на экране регулируется самим лектором - кликом мыши. Опыт проведения лекций с  использованием МОС(ЛК) показывает, что изложение лекционного материала приобретает визуально диагностируемую динамичность, убедительность, эмоциональность, красочность.  Объем и качество усвоения студентами учебного материала значительно увеличивается, появляется мотивация к изучению дисциплины, активизируется учебно-познавательная деятельность,  все это  подтверждается результатами анкетного опроса студентов и совместного научного  исследования лаборатории  Мультимедиа технологий с Центром Здоровья Оренбургского государственного университета.

                                       Литература

1. Ножин, Е.А. Логика изложения  - логика убеждения // Агитатор. 1983. №  21.

2. Фейгенберг, И. М. Лекция, отвечающая требованиям времени / И. М. Фейгенберг // Вестн. высш. шк. - 1989. - № 1. - С. 33-36.

3. Виленский, В. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

4. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - 4-е изд. - М. : Гардарики, 2005. - 520 с.

5. Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) : монография / Л. Х. Зайнутдинова. - Астрахань : ЦНТЭП, 1999. - 364 с.

6. Семенова, Н. Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин. Монография / Н. Г. Семенова. - Оренбург, ИПФ «Вестник», 2007. - 317 с.

7. Семенова, Н. Г. Мультимедийная обучающая система по дисциплине ТОЭ // Н. Г. Семенова,  А.В. Зайцев, О.Н. Косилова. - Москва, ВНТИЦ № 50200700835 от 16.04.2007

8. Семенова, Н. Г. Мультимедийный курс лекций «Общая электротехника. Часть 1» // Н. Г. Семенова, Е.Н. Чернева, М.П. Аладин. - Москва, ВНТИЦ, № 50201050182 от 28.11.2010.        

9. Семенова, Н. Г. Мультимедийный курс лекций «Общая электротехника. Часть 2» // Н. Г. Семенова,  М.П. Аладин. -  Москва, ВНТИЦ, № 50201050181 от 28.11.2010.

Просмотров работы: 12