ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология. Применительно к педагогическому процессу технологию обучения можно определить как совокупность методов, приемов в их логической последовательности, составляющих процесс обучения.

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий: авторские, дидактоцентрические, личностно-ориентированные.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Цель личностно-ориентированной технологии разностороннее, свободное, творческое развитие ребенка.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. И это важно осознать. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учеником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей задатков.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяют гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
  • выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.      Подготовка к выполнению группового задания.

  • постановка познавательной задачи;
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактических материалов группам.

2.      Групповая работа.

  • знакомство с материалами, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
  • подведение итогов группового задания.

3.      Заключение.

  • сообщение о результатах работы в группах;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.

Основными идеями обучения в сотрудничестве являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.

Обучение в сотрудничестве кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения: деятельность - взаимодействие - общение - контакт (по А.А.Леонтьеву). Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

При обучении в сотрудничестве необходимо соблюдать три основных принципа:

  • награда (группа получает одну на всех в виде бальной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);
  • индивидуальная ответственность (успех и неуспех команды зависит от удач или неудач каждого);
  • равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами).

Если учитель решил освоить обучение в сотрудничестве, то он может воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Для проведения первого урока выберите класс наиболее благоприятный для первого опыта.
  • Действуйте постепенно, начинайте с небольших фрагментов. В начале выделите 1-2 задания, требующих после вашего обычного объяснения работы в группе. Задания должны предполагать знакомые умения, которыми хорошо владеют ваши ученики.
  • На первых уроках класс разбивается на маленькие гетерогенные (слабый, сильный; мальчик, девочка) группы по 2-3 ученика. Сами определите их роли: организатор - следит за активностью каждого ученика; контролер - отслеживает культуру общения, взаимопомощь; редактор - следит за правильностью выполнения заданий; лидер - берет на себя ответственность за всех партнеров по команде. В дальнейшем состав группы должен меняться.
  • Задания формулируйте четко, доступным для учащихся языком. Если задание одно, то его можно записать на доске. Если задания разные, то их лучше написать на отдельных листочках. Перед выполнением заданий в группе четко сформулируйте цель, не только познавательную, но и социальную.
  • Если ваш ученик работает в группе охотно, продуктивно, то не старайтесь его хвалить каждый раз. Дайте ему понять, что это нормально. Поощрение получают все члены группы или не получает никто. Оно должно быть для всех учеников одинаковым. Поощрять школьников необходимо не только за академические успехи, но и за психологические аспекты общения. Не забывайте спрашивать, насколько активно работал каждый ученик и обсуждать их успехи.
  • Продумайте рабочие места детей. Они должны быть так расположены, чтобы учащиеся могли свободно общаться.
  • Работа в малых группах возможна на каждом этапе урока: в ходе контроля знаний учащихся, изучения нового материала, закрепления. Например, при изучении внутреннего строения птиц учитель разбивает класс на группы, каждой группе предлагает самостоятельно изучить строение и функции одной из систем внутренних органов пернатых, а затем просит выступить экспертов от каждой группы и объяснить строение изученной системы органов. В ходе ответов экспертов все остальные ученики класса делают краткие записи основных моментов их рассказа. Другой пример. При изучении моногибридного скрещивания учитель объясняет новый материал, а затем на закрепление предлагает ученикам поработать в группах. Все группы получают задание решить 1-2 задачи. Ход решения задачи объясняется каждым членом группы и контролируется ею. В конце урока учитель дает индивидуальные дифференцированные задания и проверяет, как школьники усвоили новый материал. Оценки за выполнение заданий суммируются, и определяется общекомандный балл.

Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Ниже приводится вариант урока, на котором реализуется технология обучения в сотрудничестве.

Тема: «Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей».

Цель: изучить скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет; дать понятие о суставах, полуподвижных и неподвижных соединениях костей.

Задачи:

  • образовательные - проконтролировать знания и достижения учащихся по теме «Опорно-двигательная система»; изучить скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет; дать понятие о суставах, полуподвижных и неподвижных соединениях костей; закрепить полученные на уроке знания;
  • воспитательные - формирование научного мировоззрения;
  • развивающие - развитие навыков работы в группе, а также развитие памяти и внимания.

Тип урока: комбинированный.

Методы и методические приемы:

  • словесные - объяснение;
  • наглядные - электронная презентация «Добавочный скелет. Соединение костей»; таблица «Скелет человека»;
  • контроля - тест по теме «Опорно-двигательная система»;
  • закрепления - работа с цифровыми образовательными ресурсами «Скелет руки», «Скелет ноги»;
  • педагогическая технология - обучение в сотрудничестве (или технология работы в малых группах).

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, электронная презентация «Добавочный скелет. Соединение костей», таблица «Скелет человека».

План урока:

1. Организационный момент (1 мин).

2. Целеполагание (2 мин).

3. Контроль знаний и достижений учащихся (8 мин).

4. Изучение нового материала (27 мин).

5. Закрепление (5 мин).

6. Подведение итогов (2 мин).

7. Задание на дом (1 мин).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Организация и приветствие учащихся. Выявление отсутствующих.

II. Целеполагание. Сообщение цели урока и его основных этапов.

III. Контроль знаний и достижений учащихся. Учитель проводит тест по теме «Опорно-двигательная система». Тест разработан для 2 вариантов. Для этого учитель каждому ученику раздает лист с тестом необходимого варианта. Учитель кратко инструктирует учащихся о правильном выполнении теста. На выполнение теста учащимся отводится 8 минут.

IV. Изучение нового материала. Учитель объявляет число и тему урока, записывает ее на доске, а ученики у себя в тетрадях.

На этапе изучения нового материала учитель использует такую педагогическую технологию, как обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Для этого учитель делит класс на 5 групп.

Далее учителем проводится краткий инструктаж о предстоящей работе:

1) каждая группа внимательно изучает предложенные на листе задания;

2) в выполнении задания принимает участие вся группа;

3) ознакомление группы с учебным материалом;

4) распределение заданий внутри группы;

5) обсуждение общего задания группы, замечания, дополнения, обобщение;

6) подведение итогов группового задания;

7) выступление группы и сообщение изученного материала всему классу.

После этого учитель выдает каждой группе лист с заданием. Задания у всех групп различны.

Задания для групп:

I группа

1. Какие отделы скелета человека относятся к добавочному?

2. Внимательно изучите пояс верхних конечностей - какие кости входят в состав этого пояса? Укажите эти кости на таблице «Скелет человека».

3. Какую функцию они выполняют?

4. Приведите интересные факты о поясе верхних конечностей.

II группа

1. Внимательно изучите скелет свободной верхней конечности - какие кости входят в ее состав?

2. Используя таблицу «Скелет человека» продемонстрируйте кости, входящие в состав свободной верхней конечности.

3. Какую функцию они выполняют?

4. Приведите интересные факты о свободной верхней конечности.

III группа

1. Внимательно изучите пояс нижних конечностей - какие кости входят в состав этого пояса?

2. Используя таблицу «Скелет человека» продемонстрируйте кости, входящие в пояс нижних конечностей.

3. Какую функцию выполняет пояс нижних конечностей и входящие в его состав кости?

4. Приведите интересные факты об этом отделе скелета.

IV группа

1. Внимательно изучите скелет свободной нижней конечности - какие кости входят в ее состав?

2. Используя таблицу «Скелет человека» продемонстрируйте кости, входящие в состав свободной нижней конечности.

3. Какие функции выполняет свободная нижняя конечность и кости, входящие в ее состав?

4. Приведите интересные факты об этом отделе скелета.

V группа

1. Внимательно изучите все 3 типа соединения костей: неподвижные, полуподвижные и подвижные.

2. Расскажите как соединены между собой кости в каждом случае.

3. Приведите примеры каждого типа соединения костей, используя таблицу «Скелет человека».

4. Приведите интересные факты о соединениях костей.

Для выполнения заданий группам отводится 8 минут. После выполнения заданий группа выступает с материалом, а весь класс продолжает заполнение таблицы «Скелет человека», начатой за прошлый урок. Ответы групп сопровождаются электронной презентацией «Добавочный скелет. Соединение костей».

Скелет человека

Отдел скелета

Кости, входящие в его состав

Выполняемые функции

Примечания

1. Пояс верхних конечностей

2 ключицы и 2 лопатки

Соединяет между собой свободные верхние конечности, а также соединяет их с позвоночником

У человека имеется ключица, что позволяет совершать самые разнообразные движения

2. Свободная верхняя конечность

Плечевая кость, локтевая и лучевая кости (предплечье), запястье, пястье, фаланги пальцев

Позволяет поднимать предметы, перемещать их, выполнять силовые и точные движения

Большой палец противопоставлен остальным, что позволяет делать точные движения

3. Пояс нижних конечностей

Две тазовые кости (подвздошная, седалищная и лобковая кости)

Соединяет между собой свободные нижние конечности

Женский таз шире и больше в объеме, чем мужской. Это явление связано с родами

4. Свободная нижняя конечность

Бедренная кость, большая берцовая и малая берцовая, коленная чашечка, таранная и пяточная кости (стопа), предплюсна, плюсна, фаланги пальцев

Позволяют перемещаться в пространстве

Коленная чашечка играет огромную роль при передвижении, так как позволяет ноге сгибаться только в одну сторону

После заполнения таблицы жюри выставляют оценки группам с помощью оценочного листа.

V. Закрепление. В качестве закрепления учитель организует работу учащихся с цифровыми образовательными ресурсами «Скелет руки», «Скелет ноги». Ученики по одному подходят к доске и выбирают необходимый ответ. Если ответ выбран неверный, то ученику предлагается вернуться и попробовать еще раз. Если учеником выбраны все верные варианты, то он успешно освоил новый материал.

VI. Подведение итогов. Краткое сообщение о том, что было сделано на уроке. Характеристика работы групп. Комментарии оценок, выставление отметок в дневник и в журнал.

VII. Задание на дом. Изучить § 12, ответить на вопросы после §, выучить таблицу «Скелет человека»; составить кроссворд из 15 слов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М., 2005.

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

3. Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологи: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников / Авторы-составители: А.А.Семенов, Н.Г.Боброва, Л.М.Глазкова и др.; Под ред. А.А.Семенова. Самара, 2003.

4. Лейметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. М., 1999.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.

7. Пасечник В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке // Биология в школе, 1990. № 6.

Просмотров работы: 397