ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из условий обновления контрольно-оценочной системы в школьном образовании является снижение доли традиционных письменных проверок за счет введения аутентичных форм оценивания, предполагающих использование в контроле релевантных, значимых для учащихся, оценочных средств: тестов практических умений, ситуационных заданий и портфолио [2].

Портфолио представляет собой рабочую папку, собранную учеником по результатам своей учебно-познавательной деятельности. По мнению многих педагогов портфолио можно считать эффективным средством развития у школьников навыков критического мышления и получения реальных самооценок. Оно обеспечивает достаточно объективную информацию о качестве учебных достижений учащихся.

К настоящему времени в сфере образования сложилась определенная типология портфолио [2, 5]:

1) рабочее портфолио - включает работы учащегося за определенный период времени, которые показывают произошедшие изменения в его знаниях;

2) протокольное портфолио - в документальной форме отражает все виды учебной деятельности и подтверждает самостоятельность работы учащегося. В этот вид портфолио могут включаться черновики готовых работ ученика;

3) процессное портфолио - предназначено для демонстрации достижений учащегося на различных этапах процесса обучения;

4) итоговое портфолио - обычно используется для получения суммарной оценки знаний и умений учащегося, усвоенных по основных предметам учебной программы. В этом случае в портфолио обычно включается самая лучшая завершающая работа ученика.

Ниже приводится разработка одного из уроков биологии, в процессе которого учащиеся составляют индивидуальные портфолио, и на основании собранных материалов проводят самооценку.

Тема: «Строение скелетных мышц».

Цель: изучение особенностей строения скелетных мышц и их расположения в теле человека.

Задачи:

  • образовательные: контроль знаний учащихся по теме «Скелет человека», изучение особенностей расположения, строения и функций скелетных мышц, формирование представления об основных группах мышц тела человека, закрепление полученных на уроке знаний.
  • воспитательные: формирование научного мировоззрения.
  • развивающие: развитие умений оформления и выполнение лабораторных работ, тестов и биологических диктантов, а также личностных качеств учащихся таких, как честность, объективность, внимательность и критичность.

Тип урока: комбинированный.

Количество часов: 2 (спаренные уроки).

Методы обучения и методические приемы:

  • словесные: объяснение, рассказ с демонстрацией электронной презентации и элементами беседы.
  • практические: распознавание и определение объектов.

Методы контроля и закрепления достижений учащихся: тестирование, взаимоконтроль, самопроверка, биологический диктант.

Средства обучения и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, кусочки вареного мяса, лупы, препаровальные иглы, учебники по биологии, инструктивные карточки по выполнению лабораторной работы с листами для самооценки, фотографии Арнольда Шварценеггера и Майкла Франсуа, папки с файлами, листами оценивания и чистыми листочками для написания биологического диктанта.

Средства оценивания результатов обучения: ученическое портфолио.

План урока:

I. Организационный момент (2 мин.)

II. Целеполагание (5 мин.)

III. Контроль достижений учащихся (15 мин.)

IV. Изучение нового материала (34 мин.)

V. Закрепление (15 мин.)

VI. Подведение итогов (5 мин.)

VII. Домашнее задание (2 мин.)

Литература: [1, 3, 4, 6, 7].

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

 

II. Целеполагание. Сообщение цели урока, основных его этапов. Учитель знакомит учащихся со структурой и содержанием ученического портфолио, а также правилами его составления. Учащимся выдаются папки и оценочные листы.

III. Контроль и оценка достижений учащихся. Тестирование учащихся по вариантам.

Вариант I

Задание: выберите один верный ответ из предложенных. Обведите кружком букву, под которой, по вашему мнению, находится верный ответ.

1. Кроветворную функцию выполняет:

A. Красный костный мозг

Б. Желтый костный мозг

B. Надкостница

2. Плечевая кость относится:

A. К плоским костям

Б. К смешанным костям

B. К трубчатым костям

3. Органические вещества придают костям:

А. Эластичность

Б. Прочность

В. Хрупкость

4. Швы образуются между костями:

А. Грудной клетки

Б. Позвоночника

В. Черепа

5. Наибольшее разнообразие движений позволяет осуществлять:

A. Тазобедренный сустав

Б. Коленный сустав

B. Плечевой сустав

6. Самой крупной костью мозгового отдела черепа, непосредственно связанной с лицевым отделом, является:

А. Лобная

Б. Теменная

В. Затылочная

7. Лопатки и ключицы относятся:

A. К поясу нижних конечностей

Б. К свободной верхней конечности

B. К поясу верхних конечностей

8. Таранная кость входит в состав:

A. Предплюсны

Б. Плюсны

B. Фаланг пальцев стопы

Вариант II

Задание: выберите один верный ответ из предложенных. Обведите кружком букву, под которой, по вашему мнению, находится верный ответ.

1. Позвонки относятся:

A. К губчатым костям

Б. К трубчатым костям

B. К плоским костям

2. 70% сухого вещества кости составляют:

A. Вода

Б. Минеральные вещества

B. Органические вещества

3. Полуподвижные соединения образуются между костями:

A. Позвоночника

Б. Нижних конечностей

B. Верхних конечностей

4. Единственной подвижной костью черепа является:

A. Верхнечелюстные кости

Б. Нижнечелюстная кость

B. Носовые кости

5. Атлантом называют:

A. Шейный позвонок

Б. Грудной позвонок

B. Поясничный позвонок

6. Позвонки неподвижно соединены между собой:

A. В грудном отделе

Б. В поясничном отделе

B. В крестцовом отделе

7. Кисть соединяется с предплечьем:

A. Костями запястья

Б. Костями пясти

B. Костями фаланг пальцев

8. Пояс нижних конечностей представлен:

А. Тазовыми костями

Б. Копчиком

В. Крестцом

По окончании тестирования учащимся предлагается провести взаимопроверку выполненных тестовых работ. Соседи по парте обмениваются своими тестами. На экране через мультимедийный проектор высвечиваются правильные ответы на вопросы теста. Школьники сверяют правильные ответы на экране с ответами своих одноклассников, находят ошибки, если они есть, подсчитывают баллы, проставляют набранное количество баллов на полях тестов и возвращают проверенные работы обратно. За каждый правильный ответ учащиеся получают по одному баллу. Максимальное количество баллов за тест равно 8. Проверенные работы учащиеся вкладывают в портфолио.

Правильные ответы:

Вариант I. 1. А; 2. В; 3. А; 4. В; 5. В; 6. А; 7. В; 8. А.

Вариант II. 1. А; 2. Б; 3. А; 4. Б; 5. А; 6. В; 7. А; 8. А.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: «Движение - это жизнь», - заметил Вольтер. С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. Как многообразны и сложны движения человека: акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. (Ученица 8 «Б» класса, гимнастика Даша, демонстрирует перед учащимися несколько движений на гибкость своего тела). Но и все наши каждодневные обычные движения не так уж просты. Простое движение - ходьба. Делаем мы всего шаг, а в нем принимает участие до 300 мышц. Все это обеспечивает опорно-двигательный аппарат.

А что составляет опорно-двигательный аппарат?

Учитель сообщает учащимся, что на этапе изучения нового материала, за правильные ответы на вопросы они могут заработать дополнительные баллы - жетоны-«трицепсы» (1 «трицепс» - 1 балл).

Ученики (примерный ответ): опорно-двигательный аппарат составляют: кости, связывающий их аппарат и мышцы.

Учитель: о костях, которые слагают скелет человека, мы говорили на предыдущих занятиях. Сегодня мы приступаем к изучению активной части опорно-двигательного аппарата.

Учитель объявляет тему урока, записывает ее и дату проведения урока на доске, а учащиеся одновременно с учителем записывают тему урока и число в рабочих тетрадях.

Учитель: вспомните, какие три вида мышечных тканей различают у человека?

Ученики (примерный ответ): выделяют гладкую, сердечную и поперечнополосатую скелетную. Они и образуют мышцы.

Учитель: термин «мышцы» произошел от слова «мускулус», что значит «мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

Мышцы, мускулы (musculi) - органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Учащиеся записывают определение мышц в рабочих тетрадях.

Далее учитель объясняет микро- и макростроение скелетных мышц с использованием электронной презентации.

Учитель: микроскопическое строение скелетных мышц. Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из двух разных белков, и поэтому кажутся поперечно исчерченными. Каждый мышечный пучок покрывает соединительнотканная пленка, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка - фасция. Она состоит также из соединительной ткани. Благодаря четко очерченным пучкам силы тяги прикладывается к строго определенным частям кости.

Макроскопическое строение мышц. В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Сухожилия, с помощью которых мышца прикрепляется к костям, состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей и при напряжении мышцы стимулируют отделение костного вещества. Вот почему у людей физического труда и спортсменов шероховатость и бугристость на костях в местах прикрепления мышц выражена сильнее.

То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям - хвостом.

Скелетная мышца хорошо снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами. К ней подходят нервы, которые регулируют ее работу.

Движение в суставах. Мышца может подтягивать, но не может отталкивать кости, поэтому противоположные движения выполняют разные мышцы: одни сгибают, другие разгибают, одни приводят руку к туловищу, другие отводят, одни вращают кость по часовой стрелке, другие - против. Мышцы противоположного действия называют антагонистами, мышцы, действующие в одном направлении - синергистами. Бывают, что одни и те же группы мышц в одном движении участвуют как антагонисты, а в другом - как синергисты.

Выделяют 4 основные группы мышц: мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы верхних конечностей и мышцы нижних конечностей. К первой группе относятся жевательные и мимические мышцы. Жевательные мышцы обеспечивают пережевывание пищи, приводя в движение нижнюю челюсть. Мимические, сокращаясь, изменяют выражение лица и помогают человеку в процессе общения.

К мышцам туловища относятся мышцы груди, спины и живота. Мышцы груди принимают участие в движении грудной клетки, а также рук (с помощью большой грудной мышцы). Мышцы живота образуют брюшной пресс, с помощью которого органы брюшной полости удерживаются в нормальном положении. Они состоят из слоев, волокна которых перекрещиваются, что делает стенку живота более прочной и позволяет ей преодолевать давление внутренних органов. А мышцы спины участвуют в движении позвоночника и обеспечивают сохранение вертикального положения тела.

Более подробно с этими группами мышц вы ознакомитесь в процессе выполнения лабораторной работы.

Перед началом лабораторной работы учитель проводит инструктаж, поясняет, как следует ее выполнять и оформлять.

Лабораторная работа выполняется и оформляется учащимися самостоятельно по инструктивным карточкам, которые раздаются учащимся вместе с лабораторным оборудованием и критериями оценки.

Учитель контролирует ход выполнения и оформления работы, отвечает на вопросы учащихся, разъясняет им непонятные моменты, помогает, консультирует.

Инструктивная карточка к лабораторной работе № 3
«Скелетные мышцы»

1. Рассмотрите кусочек вареного мяса при помощи лупы, обратите внимание на пучки поперечнополосатых мышечных волокон.

2. Используя рисунки и анатомическое описание, определите местоположение мышечных групп (мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы верхних и нижних конечностей) и выполняемые ими функции. Результаты работы оформите в виде таблицы:

Группы мышц человека

2.1. Мышцы головы и шеи:

  • Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Наморщите лоб, то, что мы делаем, когда недовольны или когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Найдите ее на рисунке 35 учебника биологии. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта.
  • Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Что позволяют сделать эти мышцы человеку?

2.2. Мышцы туловища спереди и сзади:

  • По рисунку 36 в учебнике биологии найдите большую грудную мышцу, мышцы живота образующие пресс, межреберные мышцы (зубчатые мышцы): наружные осуществляют вдох, внутренние - выдох. Найдите эти же мышцы на фотографии у бодибилдера Арнольда Шварценеггера.
  • По рисунку 36 в учебнике биологии определите мышцы, которые образуют мышцы туловища сзади. Какую функцию они выполняют? Найдите эти же мышцы на фотографии у бодибилдера Майкла Франсуа.

2.3. Мышцы верхней конечности:

  • Найдите на рисунках 28, 34 и 36 в учебнике биологии дельтовидную мышцу (она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения), двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Какую функцию они выполняют? Найдите эти же мышцы на фотографиях у Арнольда Шварценеггера и Майкла Франсуа.
  • Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу, после чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Почему это происходит?

2.4. Мышцы нижней конечности: по рисунку 36 в учебнике биологии определите, какие мышцы входят в состав мышц нижней конечности. Какую функцию они выполняют? Найдите эти мышцы на фотографиях у Арнольда Шварценеггера и Майкла Франсуа.

3. Сделайте вывод о проделанной работе.

 

Примерный вариант оформления лабораторной работы

в ученических тетрадях

 

Лабораторная работа № 3

Тема: «Скелетные мышцы».

Цель: изучить микроскопическое строение скелетных мышц, местоположение мышечных групп человека и выполняемые ими функции.

Оборудование: кусочек вареного мяса, лупа, учебник по биологии, инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы, фотография Арнольда Шварценеггера и фотография Майкла Франсуа.

Ход работы:

1. Рассмотрели кусочек вареного мяса, нашли пучки поперечнополосатых мышечных волокон.

2. По рисункам в учебнике биологии, фотографиям известных бодибилдеров изучили основные группы мышц человека, выявили их функции. Результаты проделанной работы представили в таблице:

Группы мышц человека

Группы мышц

Функции

1. Мышцы головы

и шеи

Мышцы головы приводят нижнюю челюсть в движение (жевательные мышцы), формируют мимику человека (мимические мышцы).

Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, участвуют в процессах глотания и произнесения звуков

2. Мышцы туловища

Мышцы грудных стенок участвуют в движениях руки и дыхании.

Мышцы живота участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов.

Мышцы спины участвуют в движении позвоночника назад и в стороны, в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки

3. Мышцы верхних конечностей

Наибольшее значение имеют для движений предплечья, кисти и пальцев

4. Мышцы нижних конечностей

Группа мышц, поддерживающих тело в вертикальном положении, участвующих в ходьбе, беге, прыжках

Вывод: по работе: скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. У человека выделяют 4 основные группы мышц: головы и шеи, туловища, верхних конечностей и нижних конечностей. Скелетные мышцы удерживают положение тела и его частей в пространстве, обеспечивают передвижение тела и его частей, осуществляют дыхательные, жевательные и глотательные движения, формируют мимику, участвуют в артикуляции речи.

По окончании лабораторной работы учащимся предлагается провести ее самоанализ и самопроверку. Для этого учитель озвучивает, как должна быть оформлена лабораторная работа, приводит примерные варианты формулировки цели, записи оборудования, описания хода работы, заполнения таблицы и вывода.

Учащиеся внимательно слушают учителя, выявляют свои недочеты и ошибки, исправляют их, оценивают себя, заполняя листы самооценивания, которые затем вкладываются в портфолио.

Лист самооценивания лабораторной работы

По каждому критерию обведите кружком цифры, соответствующие вашей оценке. Подсчитайте набранное количество баллов и запишите его во втором столбце последней строки таблицы.

Критерии

Количество

баллов

Номер лабораторной работы:

 

  • не указан

0

  • указан

1

Темы лабораторной работы:

 

  • не указана

0

  • указана

1

Цель лабораторной работы:

 

  • отсутствует или сформулирована не верно

0

  • сформулирована, но не четко

1

  • сформулирована четко и верно

2

Оборудование лабораторной работы:

 

  • запись оборудования отсутствует

0

  • оборудование перечислено не полностью

1

  • оборудование записано полно и четко

2

Ход лабораторной работы:

 

  • описание хода лабораторной работы отсутствует

0

  • ход лабораторной работы описан не четко и не грамотно

1

  • ход лабораторной работы описан четко, емко и грамотно

2

Заполнение таблицы:

 

  • таблица отсутствует

0

  • таблица заполнена не полностью, с грубыми или множеством (более 3-х) мелких ошибок и недоработок

1

  • таблица заполнена полностью, достаточно грамотно, но есть единичные (не более 3-х) незначительные ошибки

2

  • таблица заполнена четко и грамотно

3

Вывод:

 

  • отсутствует

0

  • имеется, но не охватывает всего содержания проделанной работы, или, наоборот, слишком длинный и нечеткий

1

  • имеется, написан четко, емко и лаконично

2

ИТОГО:

 

Примечание: максимальное количество баллов за выполнение и оформление лабораторной работы составляет 13.

V. Закрепление. Цифровой биологический диктант по вариантам.

Через мультимедийный проектор на экран высвечиваются предполагаемые ответы на вопросы биологического диктанта:

1. Мышцы головы

2. Мышцы-синергисты

3. Мышцы туловища

4. Фасция

5. Мышцы верхних конечностей

6. Мышцы-антагонисты

7. Мышцы нижних конечностей

8. Головка мышцы

Учитель напоминает учащимся, как выполняется цифровой биологический диктант. Раздает листочки для ответов. Делит класс на два варианта. Просит учащихся записать на листочках свои фамилии и имена, а также свой вариант. Диктует вопросы поочередно для первого и для второго варианта.

Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя, находят на экране среди предложенных ответов правильные, записывают на листочках номера вопросов, а напротив них - цифры, под которыми, по их мнению, находятся правильные ответы. Например, 1 - 3; 2 - 4; 3 - 7; 4 - 5.

Вопросы диктанта:

Вариант I

1. Мышцы противоположного действия.

2. Группа мышц, к которой относятся мимические и жевательные мышцы.

3. Группа мышц, поддерживающая тело в вертикальном положении, участвующих в ходьбе, беге, прыжках.

4. Пленка, покрывающая мышцу в целом.

Вариант II

1. Мышцы, действующие в одном направлении.

2. Группа мышц, к которой относятся мышцы спины, груди и живота.

3. Группа мышц, имеющая наибольшее значение для движений предплечья, кисти и пальцев.

4. Сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижным.

По окончании диктанта учащимся предлагается провести самопроверку выполненных работ. На экране через мультимедийный проектор появляются правильные ответы на вопросы биологического диктанта. Школьники сверяют свои ответы с правильными, отмечают ошибки, если они есть, проставляют набранное количество баллов. За каждый правильный ответ учащиеся получают по одному баллу. Максимальное количество баллов за задание равно 4. Проверенные листочки учащиеся вкладывают в портфолио.

Дешифратор:

Вариант I: 1 - 6; 2 - 1; 3 - 7; 4 - 4.

Вариант II: 1 - 2; 2 - 3; 3 - 5; 4 - 8.

VI. Подведение итогов.

Учащиеся заполняют оценочные листы, подсчитывают количество баллов и выставляют себе оценку за урок. Шкала перевода баллов в оценку появляется на экране через мультимедийный проектор.

Шкала перевода баллов в оценку:

22 балла и выше - «пятерка».

17 - 21 баллов - «четверка».

12 - 16 баллов - «тройка».

11 баллов и ниже - «двойка».

Учитель подводит итоги урока, делится своими впечатлениями, дает общую характеристику работы класса в целом и отдельных его учеников, выставляет отметки в классный журнал и дневники учащихся.

VII. Домашнее задание.

Изучить § 13, ответить на вопросы после параграфа, подобрать биологические задачи по теме «Опорно-двигательный аппарат».

ЛИТЕРАТУРА

1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М., 2005.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средство оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.

3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учеб. для студ. спец. вузов. М., 1989.

4. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: человек и его здоровье: учеб. для 9 кл. сред. шк. / под ред. В.Н.Загорский и др. М., 1990.

5. Bateson D., Nicol C., Achroeder T/ Alternative Assessrnent and Tables of Specification for the Third International Mathematics and Science Study. ASC. Univ. Ave, 2004.

6. http://festival.1september.ru

7. http://www.openclass.ru

Просмотров работы: 234