ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС (ЦОР) «МОЙ ЯКУТСК» КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС (ЦОР) «МОЙ ЯКУТСК» КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многочисленные исследования процессов информатизации системы образования подтверждают мысль о том, что новое поколение детей рассматривает новые информационные технологии не только как средства, но и как новую социокультурную реальность. Компьютер вошел в жизнь современных подростков, как новый, значимый контекст в их жизни. Компьютер и ИКТ вошли как то, что, открывает или закрывает ряд принципиальных жизненных возможностей для детей и молодежи.

Система среднего образования, как институт социализации нового поколения, не может оставаться в стороне от своей традиционной функции - воспроизводства человеческих ресурсов общества. Информация и знания становятся важнейшей областью производства и потребления в современной эпохе и от того, как ответит школа на этот вызов, во многом зависит будущее благосостояние граждан и страны в целом.

В современном обществе качество образования конкретного че­ловека во многом зависит не от объема его фактических знаний, а от овладения им ключевыми компетентностями, которые не опре­деляются суммой знаний и умений, так как значительная роль в их проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетентностный подход принят международным педагогическим сообществом за основу обновления системы образования. Ключе­вые компетентности, определенные Советом Европы, включают по­литическую и социальную компетентность, способность жить в поликультурном обществе, коммуникативную культуру, владение информационными технологиями, способность к самостоятельно­му получению знаний. Поэтому именно компетентность состав­ляет основу социализации личности.

Социализации личности - процесс, включающий приобщение к культуре, формирование мировоззрения, усвоение образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешной жизнедеятельности в обществе. Именно духовный компонент является определяющим в социализации человека - личность возвышает  уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма. Воспи­тание исторической памятью, народными и культурными  традициями, искусством по-прежнему актуально для становления жизнеспособной личности.

За период обучения в школе ученик должен не только получить знание, но главное научиться умению жить. Проблема социальной адаптации молодежи особенно остро стоит перед Российским образованием его базовым звеном - школой, в связи с социально-экономическими переменами. Помочь каждому ребенку осознать, что именно он хочет и чего добиться в жизни, дать ему возможность познать успех на собственном опыте, научить правильно строить отношение с окружающими. Нужно воспитывать инициативу и предприимчивость, творческий подход к делу, деловые качества, необходимые современной жизни.

Важнейшим результатом воспитания жизнеспособности у человека является его личностная зрелость. Личностная зрелость, согласно В.А. Ананьеву, - это развитый самоконтроль и усвоение реакции, адекватных различным ситуациям. Стержнем и главным критерием зрелости личности вступает ее духовная ориентация.

Мы представляем Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) «Мой Якутск» как современное средство формирования интересов подростков к культурно-историческому наследию народа, воспитания бережного отношения к культурному наследию, гражданскую активность и патриотизм. Использование новых информационных технологий в образовании - возможность каждому ученику проявить свой творческий потенциал.

ЦОР - это электронный учебник нового поколения, его идея заключается в том, что ученик во взаимодействии с педагогом получает знания методом поиска.  ЦОР позволяет:

организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации, социализации.

ЦОР открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Впервые возникает ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования. Образования поистине интегрируется на всем ее протяжении.

В условиях модернизации Российского образования одним их важных направлений является информатизация процесса обучения, воспитания школьника. В связи с этим, определив место ЦОР в системе обучения, мы составили ЦОР «Мой Якутск», в который вошли:

§ теоретический материал: об истории и географии города, информация о музеях, обо всех театрах, о почетных гражданах Якутска, о памятниках, улицах города Якутска.

§ карта города Якутска, с краткой справкой об истории названия улиц;

§ система тренировочных упражнений для совершенствования навыков пространственной ориентации, знаний и умений;

§ система контроля и оценивания знаний обучающихся.

Техническая характеристика ЦОР «Мой Якутск»:

1. Теоретическая часть создана программой AutoPlay Media Studio Pro v7.1.

2. Система оценивания знаний написана на Delphi 7.0.

3. Карта создана программой AutoPlay Menu Builder 5.0.

Минимальные системные требования: Pentium 233 МHz, DDR 32 Mb, видеоадаптер 8 Mb, совместимая звуковая карта, мышь, клавиатура.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева Л.Л. Модернизация содержания общего образования: сущность и перспективы.  http://www.alledu.ru/files0/files1/files45/docs/modern-3-orenburg.rtf
  2. Водопьян Г. М., Уваров А. Ю. О построении модели информатизации школы. - М, 2005
  3. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. - М, 2005.
  4. Джон Ален. Распространение ИКТ и проблемы современной школы. - М,  2006
  5. Джонатан Андерсон. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании, ЮНЕСКО, 2006
  6. Жданова О.В. Формирование профессиональных намерений школьников, как проблема культурологического образования. - Якутск, 2000.
  7. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». - М.: Локус-Пресс, 2005
Просмотров работы: 9