Формирование современного рельефа этой территории происходило на протяжении длительной геологической истории при взаимодействии целого ряда рельефообразующих факторов. Значительную роль в формировании рельефа сыграли тектонические и экзогенные процессы дочетвертичного времени. Эрозионные процессы получили большое развитие в мелу, палеогене и неогене, когда рассматриваемая территория была окончательно выведена из-под уровня моря. В результате этих процессов поверхность коренных пород на изучаемой территории была в значительной мере расчленена древними эрозионными долинами. Рельеф поверхности коренных пород оказал влияние на развитие процессов рельефообразования в четвертичный период.
В ледниковое время формирование рельефа происходило главным образом под влиянием деятельности материковых ледников и талых ледниковых вод. В результате ледниковой аккумуляции и эрозии дочетвертичный рельеф территории был несколько изменен. Древняя речная сеть была частично занесена ледниковыми и водно-ледниковыми отложениями. Выступы же коренных пород оказались более подчеркнутыми, поскольку они представляли собой препятствие для движения ледника и ледник оставлял здесь мощные толщи морен, особенно в последние стадии своего существования. Впадины дочетвертичного рельефа оказались еще более углубленными и расширенными вследствие разрушительной деятельности ледника.
В понижениях в поздне- и послеледниковое время существовал озерный бассейн (Сухоно-Кубенский), в котором сначала откладывались озерно-ледниковые, а затем озерные песчаные, супесчаные и суглинистые осадки, что привело к выравниванию днищ Присухонской и Прикубенской впадин. Следствием изменения уровня бассейна является террасированность склонов этих впадин, на которых отчетливо выражены четыре гипсометрических ступени.
Но следует отметить, что различные авторы, в разное время занимавшиеся изучением этих ступеней, выделяли их на разной высоте. В 1934 году Л. Ф. Семенов обследовал Прикубенскую и Присухонскую низины и выделил уровни I и II террас для данных низин. Высота I террасы для Прикубенской низины составила 110-112 м над уровнем моря, а II - 116-117 м. В Присухонской низине I террасу он выделил на высоте 108-112 м, II - 114-117 м над уровнем моря.
В 1960-е годы изучением уровня террас занималось сразу несколько ученых. В 1960 году Ю. А. Савинов и В. П. Романова обследовали Прикубенскую низину и пришли к выводу, что I терраса находится на высоте до 114 м, II располагается на отметках 116-118 м, III терраса начинается с высоты 123-130 м, а IV терраса поднимается до уровня 140-142 м над уровнем моря. Семь лет спустя их коллеги В. Г. Ауслендер и В. П. Гей внесли некоторые корректировки в отметки высот, на которых располагаются террасы Кубенской низины. I террасу они начитают с отметки в 110 м, хотя второе значение остается прежним - 114 м. II-ю террасу они отмечают почти на той же высоте - 115-118 м, а вот уровень III террасы понизили до отметок в 120-124 м. IV террасу они тоже выделили существенно ниже (126-130 м), чем уровень, который был зафиксирован ранее. В этом же году изучением Прикубенской низины занималась А. А. Ляпкина: ее данные находятся почти в пределах амплитуд значений уровня высот, которые выделяли ее предшественники: I-я терраса - 108-112,5 м, II-я терраса была зафиксирована несколько ниже - на отметках в 113-118 м, III и IV террасы были ею зафиксированы на высотах в 122-125 и 130-135 м соответственно. По прошествии трех лет в 1970 году А. А. Ляпкина и К. И. Усольцева обследовали террасированные склоны Присухонской низины и пришли к выводу, что I-я терраса располагается на высоте 107-112,5 м, что несколько ниже, чем называвшаяся ранее отметка. II-ю террасу авторы зафиксировали на высотах в 113-118 м, эти высоты тоже ниже предыдущих значений. Кроме того, они выделили III и IV террасы для Присухонской низины на отметках 122-125 и 130-135 м над уровнем моря. Два годя спустя К. И. Усольцева уточнила данные по отметкам высот террас Прикубенской низины у Оларевской гряды, отбив уровень III террасы на высоте в 125-130 м, эти высоты входят в выделявшиеся ранее пределы.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на формирование современного рельефа Присухонской и Прикубенской низин огромное влияние оказали как тектонические и эрозионные процессы дочетвертичного времени, так и оледенения и последовавшая деградация послеледниковых озера и эрозионная деятельность талых ледниковых вод.
Литература
Ляпкина А. А. Физико-географическая характеристика и природные ресурсы Присухонской низины Вологодской области // На правах рукописи / Дисс. на соискание уч. ст. к. г. н. - Ленинград, 1967. - С. 69-95.
Ляпкина А. А., Усольцева К. И. Рельеф // Природные условия и ресурсы юга центральной части Вологодской обрасти. - Вологда: ВГПИ, 1970. С. 78-123.
Усольцева К. И. Рельеф // Природные условия и ресурсы Вологодской области (Сокольский район). - Вологда: ВГПИ, 1972. - С. 38-58.
Усольцева К. И., Гаркуша В. И. Рельеф Вологодской области (центральная и восточная части) // Природные условия и ресурсы севера и Европейской части СССР. - Вологда: ВГПИ, 1979. - С. 3-29.