В конце XIX века в Девятинах был построен знаменитый на весь мир Девятинский перекоп - канал, прорытый в монолитных известняках для спрямления излучины реки Вытегры и сокращения судоходного пути. Пробивался он наиболее прогрессивным в то время способом. Вдоль трассы канала устроили тоннель, в котором соорудили железную дорогу. Порода сбрасывалась в вагонетки через вертикальные шахты и вывозилась из оннеля. Вдоль канала и излучины спрямленной реки и проложен предлагаемый маршрут.
Туристская тропа начинается в селе Девятины у аншлага охраняемой территории и остатков сада Мариинской системы, озеленение которой было проведено в XIX веке. Перед взором путешественника открываются просторы Новинкинского водохранилища. По дороге, ведущей к Пахомовскому гидроузлу Волго-Балта с его самым высоконапорным (17 м) современным шлюзом, туристская тропа спускается к остаткам шлюза Св. Павла и самой высоконапорной (12 м) плотины Мариинской системы. С моста, устроенного на остатках плотины, хорошо видна прямая трасса Девятинского перекопа. Далее тропа идет вдоль остатков трех шлюзов Мариинской системы, построенных в перекопе. По бечевнику XIX века, по которому раньше шли бурлаки, тянувшие суда, можно дойти до фрагментов плотины и шлюза Св. Андрея - одного из самых длинных шлюзов Мариинки.
По подвесному мостику через реку Вытегру у деревни Андреевская тропа переходит на правый берег и направляется вниз по течению реки обратно к селу Девятины. Река Вытегра в районе Девятин разрезает наиболее высокую часть водораздела, врезана в толщу известняков на глубину 35-40 метров и сильно меандрирует. Местами коренные берега столь близко подходят друг к другу, что долина приобретает вид каньона, склоны которого летом усеяны белыми цветами ветреницы лесной. На подходе к Девятинам можно увидеть еще одно сооружение Мариинской системы - фрагменты плотины Св. Сампсония, которая до строительства Волго-Балта обеспечивала работу трех шлюзов перекопа и картонной фабрики, руины которой также сохранились.