ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЗРАБОТИЦЫ) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЗРАБОТИЦЫ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Долгое время сохраняется чрезмерно высокое предложение труда по многим крупным социально-демографическим группам населения, что в условиях существенного сокращения спроса на него ведёт не только к росту масштабов безработицы, но и к увеличению численности длительно безработных.

Можно выделить ряд наиболее существенных характеристик безработицы в современной России:

- Уровень регистрируемой безработицы. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в сентябре 2010 г. составила 76,1 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны. 

В численности экономически активного населения 71,1 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с сентябрем 2009г. численность занятого населения увеличилась на 700 тыс. человек, или на 1,0%; численность безработных сократилась на 732 тыс.человек, или на 12,7%.

 Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, уменьшился с 6,9% до 6,6%. 

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,1 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1598 тыс.человек (на 107 тыс.человек меньше, чем в конце августа 2010г.). 

Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в сентябре 2010г. 10% (0,5 млн. человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 41,7% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 58,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 63% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре 2010г. составила 33%, среди безработных женщин - 41%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Чтобы наиболее полно представить картину явления безработицы в России, можно ознакомиться с представленными иллюстрациями за 1995-2009 гг. 

По представленной диаграмме видно, что с каждым годом численность ЭАН растёт, и мужского населения задействовано больше, чем женского. 

С помощью данной диаграммы можно проследить нестабильную ситуацию данного явления, если к 2000 году число безработных увеличилось, то после данного года численность пошла на убыль. При этом пропорция мужчин и женщин остаётся по отношению друг к другу неизменной. Но при сложившейся современной ситуации, связанной с финансовым кризисом, численность безработных вновь увеличилась.

В нашей Самарской области ситуация выглядит следующим образом. 

Из диаграммы можно сделать вывод, что высокая безработица была в 90-е годы. Численность экономически активного населения начала возрастать с 2000 года. Параллельно сокращалась безработица. Исключение составляет 2010 год, в связи с прошедшим финансовым кризисом. Так же по последним данным[1] на начало ноября в Самаре 7 690 зарегистрированных безработных. По сравнению с началом года количество людей, которые не могут найти работу, уменьшилось на 6 071 человека. При этом не у дел остаются 39% мужчин (в конце 2009 года их числилось 44%). А вот «женская» безработица выросла с 56% до 61%. В числе официальных безработных 21% молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, 12% - инвалиды.

Существует различное количество мер, с помощью которых государство может бороться с безработицей, всё зависит от её типа. Государство разрабатывает комплекс мер. Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную.

В настоящее время применяются следующие меры активной политики:

1. Информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание социальных государственных структур для этих целей, использование единых информационных систем, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработных и имеющихся вакансиях. В России в 1991 году была создана Федеральная служба занятости. Сегодня в каждом районе страны она имеет свои центры.

2. Субсидирование образования. Государственные программы, целью которых является снижение платы за обучение, с тем, чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающих отраслях.

3. Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятым на работу, независимо от расы, пола и национальности.

4. Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия квалификации.

5. Занятость в общественном секторе экономики для представителей тех групп населения, которым объективно труднее найти работу в частном секторе.

6. Прямое субсидирование зарплаты или снижение налогов - для фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп, испытывающих особенно острую структурную безработицу.

7. Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, ссуды).

Информационная и организационная помощь нацелена на снижение уровня фрикционной безработицы, все остальные меры - прежде всего на борьбу со структурной безработицей.

Активные меры призваны помочь человеку найти работу и дать возможность зарабатывать на жизнь себе и своей семье. Эти меры экономически эффективны - растёт занятость, значит и объёмы ВВП, и доходы госбюджета, и благосостояние общества.

Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных мер:

1. Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи. По закону о занятости в РФ, пособие по безработице выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% от прежней зарплаты безработного, следующие три месяца - 60%, и ещё полгода - 45%. Однако в любом случае пособие не может быть ниже минимальной заработной платы и выше средней зарплаты по региону.

2. Досрочные пенсии, которые позволяют сократить численность экономически активного населения и, при прочих равных условиях, безработицу.

3. «Разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости. Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет занять больше людей.

4. Меры социальной защиты, но они не эффективны. Они не побуждают людей больше трудиться.

Просмотров работы: 13