Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется отношением числа безработных к общему числу зарегистрированных рабочих и служащих. По другому определению под уровнем безработицы понимают отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, которое выражается в процентах.[2] С помощью показателя уровня безработицы можно наглядно представить состояние рынка труда в той или иной стране. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в экономически активном населении, не учитывает фактора времени, т. е. продолжительности пребывания людей без работы. Другими словами, мы не можем считать уровень безработицы абсолютным критерием неблагополучия экономики. Это связано также и с возможными неточностями при его определении. Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляются тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы.
Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:
Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.
Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы.
Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с момента начала поиска работы до момента трудоустройства, и продолжительность незавершенной безработицы - время с момента начала поиска работы до рассматриваемого периода. При проведении обследований населения по проблемам занятости изучается продолжительность незавершенной безработицы.
Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по труду и занятости;
Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.
Методика подсчета такова, что не учитывается скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда.
В Самарской области, как и в Российской Федерации в целом, безработица стала регистрироваться с 1992 года. На начало 1993 года уровень зарегистрированной безработицы "стартовал" с отметки 0,2% от экономически активного населения Самарской области. До 1999 года, на который пришелся пик зарегистрированного уровня безработицы - 4%, он неизменно возрастал, причем наиболее "динамичным" был 1996 год. 1999 год стал годом перелома ситуации на рынке труда Самарской области. Это выразилось в существенном сокращении масштабов зарегистрированной безработицы. Данная динамика сохранялась вплоть до 2002 года, когда её уровень снизился до 1,3%. Уменьшение безработицы обусловили как экономический фактор (оживление экономики и увеличение, вследствие этого, спроса на рабочую силу), так и причины институционального и организационного характера (законодательное установление более жесткого порядка регистрации и снятия с учета незанятых граждан).
Существенное сокращение масштабов зарегистрированной безработицы в стране наблюдалось вплоть до 2003 года, когда ее уровень снизился до 2,3%, а в нашей области безработица в это время, составив 1,5%, уже поползла вверх.
В целом переломным в стране оказался 2004 год - уровень безработицы резко возрос, достигнув своего максимального значения в 2,6% в Российской Федерации, 1,9% - в Самарской области (имеется в виду уровень зарегистрированной безработицы на конец года). Возможно, данная ситуация была вызвана резким снижением миграционного прироста, а также ликвидацией и сокращением штатов предприятий (при этом одновременно увеличилась численность безработных, ранее имевших работу, и численность безработных, не имевших опыта работы).
В 2005 году уровень безработицы снизился до 1,7%. Сокращение в структуре зарегистрированной безработицы доли граждан, уволившихся по собственному желанию, а также желающих сменить рабочее место, свидетельствует о более стабильной трудовой ситуации. Смягчилась ситуация на рынке труда молодежи и граждан с высшим и средним профессиональным образованием.
В январе-июне 2007 года активность граждан в поиске работы почти не изменилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Количество обратившихся в службу занятости населения составило 49,5 тыс. человек, 55% из них ранее работали по рабочим профессиям. Граждане, высвобожденные в связи с реструктуризацией отдельных предприятий и организаций, среди ищущих работу составили 12% (в городах - 10%, в районах- 16%).
В 2008 году был зарегистрирован минимальный уровень безработицы на конец года: 2,0% - в России, 1,3% - в Самарской области. На протяжении практически всего периода регистрации уровень безработицы в Самарской области, складывается ниже, чем в среднем по России, что говорит об относительной стабильности и отсутствии напряженности на региональном рынке труда.
В 2009 году численность зарегистрированных безработных в Самарской области составляет 50,6 тыс. человек, уровень безработицы - 2,8%. При этом уровень общей безработицы остается заметно ниже, чем в среднем по России и в Поволжском федеральном округе. В последние месяцы 2010 года темпы роста безработицы существенно замедлились. Численность официально зарегистрированных безработных на 13 ноября составила по области 48,9 тыс. человек, уровень безработицы - 2,7%. Высокая же напряженность на рынке труда области обусловлена в основном сложностями отраслевых рынков труда, а не тотальным сокращением занятости населения.[3] Для борьбы с безработицей в Самарской области служба занятости ввела в 2009 г. опережающее обучение новым профессиям готовящихся к увольнению, чтобы обеспечить их устройство на временную работу, помогать с открытием собственного дела, а также организовывать переезд в другую местность с трудоустройством и выплатой подъемных.
По данным мониторинга, сегодня численность официально зарегистрированных безработных Самарской области составляет 56,8 тыс. человек, уровень безработицы равен 3,35%. Для дальнейшего уменьшения этих показателей в регионе действуют две программы: ведомственная целевая программа по содействию занятости населения и региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2010 год.
В настоящее время губернские центры занятости заключили более 1,5 тыс. договоров с предприятиями и организациями на сумму 25 млн. рублей. На работу направлено 27,5 тыс. человек (45,5% от годового контрольного показателя). В рамках реализации программы дополнительных мероприятий заключено уже около 3 тыс. договоров с 758 предприятиями и организациями губернии. Благодаря этому в мероприятиях будет занято 42,8тыс.человек.
Интересная ситуация с безработицей и в главном городе губернии - Самаре. По состоянию на 01.11.2010 г. положение на рынке труда городского округа Самара характеризовалось позитивными изменениями ситуации с занятостью населения. Число граждан, зарегистрированных в государственном учреждении Центр занятости населения городского округа Самара (далее - ГУ ЦЗН), составило 7690 чел., т.е. налицо уменьшение по сравнению с началом 2010 года на 6071 чел. (на 01.01.2010г.: 13761 чел. - пик роста безработицы), из них с официальным статусом безработного - 6712 чел., что означает уменьшение по сравнению с началом 2010 года на 6173 чел. (на 01.01.2010г. - 12885 чел.).
Гендерный состав безработных Самары характеризуется следующими параметрами: уменьшился удельный вес мужчин - 39% (декабрь 2009г. - 44%) и увеличился, соответственно, удельный вес женщин - 61% (декабрь 2009г. - 56%). В численности официально зарегистрированных безработных 21% составляет молодёжь в возрасте 16-29 лет (декабрь 2009г. - 29%); 12% - инвалиды (декабрь 2009г. - 8%).
Вместе с тем, безработица в Самаре по-прежнему носит структурный характер, основной профессионально-квалификационный состав безработных и имеющиеся для них вакансии не соответствуют друг другу. По состоянию на 01.11.2010г. число вакансий, находящихся в городском банке данных ГУ ЦЗН, увеличилось по сравнению с началом 2010 года в 2,7 раза и составило 12116 единиц (на 01.01.2010г. - 4480 ед.). В банке вакансий доминировали свободные рабочие места по рабочим профессиям (более 60% от общего числа вакансий), в то время как более половины безработных имели профессии специалистов и служащих.
Напряжённость на рынке труда (отношение численности граждан, не занятых трудовой деятельностью, к числу вакансий) уменьшилась, по сравнению с декабрём 2009 года, с 3,1 до 0,6 граждан на одну вакансию.
Численность работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, в октябре 2010г. уменьшилась и составила 229 чел. (декабрь 2009 года - 1151 чел.).
Уровень официальной безработицы в городском округе Самара от численности населения в трудоспособном возрасте на 01.11.2010г. уменьшился до 0,93% (на 01.01.2010г. - 1,79%), что более чем в 3 раза ниже уровня официальной безработицы по Самарской области, установленного "Программой дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2010 год" (3,1% в среднем за 2010 год).
С целью улучшения ситуации на рынке труда городского округа Администрацией городского округа Самара совместно с ГУ ЦЗН (центр занятости населения) продолжалась работа по обеспечению занятости населения и снижению уровня безработицы в городском округе Самара в соответствии с "Программой дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2010 год" и "Ведомственной целевой программой содействия занятости населения Самарской области на 2010 год".
Большую методологическую помощь при исследовании регионального рынка труда имеют материалы статистического управления министерства труда страны. Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.
Обнародованные Росстатом данные выборочного обследования населения по проблемам занятости таковы. В октябре 2010 года по сравнению с сентябрем число безработных в России увеличилось на 80 тыс. человек - с 5,03 млн. до 5,11 млн. При этом для определения, кто безработный, а кто нет, применялась методология Международной организации труда (МОТ): у человека спрашивали, имеет ли он работу или доходное занятие; если нет, то искал ли он работу и готов ли немедленно к ней приступить. Такие же вопросы задавались и в ходе недавно завершившейся всероссийской переписи населения, так что перепись можно теоретически считать не выборочным, а поголовным обследованием населения по проблемам занятости. Отметим также, если человек при таком подходе отвечает, что не имеет работы или доходного занятия, но работу не искал и не готов немедленно к ней приступить, то он автоматически исключает себя из числа безработных.
Число занятых в России в октябре нынешнего года составляло 70,5 млн. человек (по сравнению с сентябрем оно сократилось на 619 тыс. человек). Соответственно, количество экономически активного населения (граждане, считающие себя занятыми, плюс граждане, полагающие себя безработными) в возрасте от 15 до 72 лет составляло 75,6 млн. человек, или 53% от общего населения России. В итоге в октябре уровень российской безработицы вырос с 6,6 до 6,8% экономически активного населения. При этом Росстат отмечает, что для отдельных возрастных групп уровень безработицы оказался значительно выше: например, для граждан в возрасте 15-19 лет он составил 32,6% от экономически активного населения в данной возрастной группе, а в возрасте 20-24 лет - 13,4%. Впрочем, средний возраст российского безработного заметно больше и составляет 35,3 года.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что количество безработных, подсчитанных по методологии МОТ, намного - в 3,3 раза - больше, чем тех, кто зарегистрирован в госучреждениях службы занятости населения. В конце октября 2010 года на биржах труда числилось в качестве безработных 1528 тыс. человек (на 70 тыс. человек меньше, чем в конце предыдущего месяца
Разумеется, огромную роль в подобных различиях играют особенности методологии подсчета. Из тех, кто признал себя безработным по методологии МОТ, 500 тыс. человек даже при желании не могли бы встать на учет на бирже труда, так как 33,4% из этих людей проходят очный курс обучения в различных учебных заведениях, а 66,6% являются пенсионерами. Однако, главный источник разрыва в численности зарегистрированных и незарегистрированных безработных - это, по мнению Росстата, субъективные предпочтения российских безработных в способах поиска работы: 55,5% из них полагают, что работу можно найти только через родственников и друзей, но никак не через службу занятости.
Уровень безработицы в Самарской области, по методологии МОТ, составил 8,3% экономически активного населения, что ниже, чем в РФ (8,8%) и ПФО (9,1%). Но как нам кажется и эта информация недостаточно объективна.
Если сравнивать Россию со странами Европы и США, можно выявить противоречивость измерения безработицы в нашей стране. Россия одна из крупных стран мира, но уровень безработицы слишком далек от реального. В Европе наибольший уровень безработицы выявлен в Испании, он составляет - 14,4%, в США - 9,8. В России можно наблюдать иную картину: в годы последнего кризиса по Росстату уровень нашей безработицы не повышается, а понижается. Очевидно, что информация по уровню безработицы далека от действительности.
Несовершенное трудовое законодательство в России привело к тому, что в РФ существует высокий уровень скрытой безработицы. Достаточно часто сотрудников переводят на неполную рабочую неделю и отправляют в вынужденные бессрочные отпуска. Численность граждан, работавших неполное рабочее время в июне 2009 года составляла около 9% по официальным данным. Реально же эта цифра гораздо больше. Кроме того, процедура постановки на учет безработных, безверие в помощь государства по трудоустройству, а так же ничтожный размер пособия по безработице (в России пособия по безработице составляют: максимальное - 4900 рублей, минимальное - 850 рублей), значительно сокращает количество желающих регистрироваться в статусе безработного.
Поэтому проблема получения объективной информации по уровню безработицы, стоит не только перед Самарской областью, но и в целом по России. Не обладая точными данными, невозможно разработать и реализовать эффективную программу по сокращению безработицы. Что касается решения проблемы безработицы, то решить ее можно, на наш взгляд, только с помощью комплексной программы, которая могла бы включить в себя:
1. Поддержка малого и среднего бизнеса (сокращение налоговой и административной нагрузки);
2. перепрофилирование и обучение граждан потерявших работу;
3. защита национального рынка труда;
4. поддержка трудовой ипредпринимательской инициативы граждан;
5. помощь в трудоустройстве граждан, испытывающих трудности впоиске работы (инвалиды; лица, освобожденные изучреждений, исполняющих наказание ввиде лишения свободы; несовершеннолетние ввозрасте от14до18 лет; лица предпенсионного возраста, граждане ввозрасте от18до20 лет изчисла выпускников учреждений начального исреднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
6. поощрение работодателей, сохраняющих действующие исоздающих новые рабочие места;
7. координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников иработодателей вразработке иреализации мер пообеспечению занятости населения;
8. международное сотрудничество врешении проблем занятости населения.