Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Среди безработных больше всего молодых россиян в возрасте от 20 до 24 лет. Устроиться в какую-либо фирму или на предприятие "молодой смене" становится все труднее. 40 процентов выпускников образовательных учреждений не находят себе применения. Да и в следующей возрастной группе (25-29 лет) 670 тысяч человек - безработные.
Таким образом, можно сказать, что без современного общества, в том числе и Российского - это безработица, вызываемая как развитием технологий, так и экономическим спадом. И большую роль в регулирование сокращения безработицы в наше время отводится государству.
Политика занятости осуществляется государством на основе ежегодно принимаемой (соответственно развиваемой, дополняемой и корректируемой) «Федеральной программы содействия занятости населения в Российской Федерации». В центре программы - защита от безработицы. Она охватывает как работающих, но находящихся под угрозой увольнения, так и безработных, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости. Обеспечение занятости происходит посредством реализации комплекса мер, которые в совокупности составляют политику занятости. Содержание политики занятости определяется особенностями конкретного исторического периода и зависит от состояния экономики, проводимой социальной политики, уровня безработицы и иных факторов.
Защита от безработицы происходит по двум направлениям:
- предотвращение безработицы (в том числе создание и сохранение рабочих мест; опережающее трудоустройство) и преодоление ее последствий (трудоустройство и переобучение потерявших или не имеющих работы; вовлечение в общественные работы).
Меры по защите от безработицы, предусмотренные в Законе о занятости, направлены, прежде всего, на незанятое экономически-активное население. Категория незанятых, ищущих работу, включает, в том числе безработных, которые получили этот статус в результате регистрации в органах службы занятости.
Пособие по безработице, как и стипендия, получаемая при обучении по направлению службы занятости, из-за их небольшого размера не выполняют функции замены утраченного заработка, но являются формой материальной поддержки в трудной жизненной ситуации, возникшей из-за отсутствия работы.
Непосредственной целью политики обеспечения занятости и правового регулирования в этой сфере является создание организационных, экономических и правовых условий, обеспечивающих достойное существование и возможность всестороннего развития личности человека.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное разрушительное влияние на людей.