МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Феномен «общественное мнение» изучается с давних времен. Его пытались объяснить Макиавелли, Солсбери, Гегель и многие другие социологи и философы. Так Гегель выделял в нем несколько основных элементов: условия существования общественного мнения, содержание общественного мнения, характер суждения, соотношение «всеобщего», сочетание и противоположность истины и лжи в общественном мнении.

Общественное мнение, так или иначе, отражает сознание, интересы, настроения социальных групп. В содержании общественного мнения прослеживается глубина познания процессов бытия, дается оценка тому или иному событию или явлению. Общественное мнение нельзя рассматривать без связи с общественным сознанием. Существует множество форм общественного сознания: искусство, мораль, наука и т.д. Общественное мнение нельзя связывать  с какой-то определенной формой, оно охватывает все вопросы, связанные с общественной жизнью. Общественное мнение сначала проявляется в эмоциях  и суждениях, затем в действиях. По своему составу очень сложно, состоит из различных объектов, поэтому существует множество взглядов и суждений.

Общественное мнение  формируется там, где возникают существенные проблемы, которые предполагают двойственную оценку и порождают спор, различные варианты ответов. Кроме того, чтобы вступать в спор,  сформулировать определенное мнение нужно обладать достаточным уровнем знания по обсуждаемым вопросам. В противном случае недостаток знания компенсируется слухами, и общественное мнение становиться ошибочным.

Общественным мнением постоянно манипулируют различные политические субъекты, опираясь на собственных исследователей. Многие факты манипуляции общественным мнением широко известны, это и некорректное ведение опросов потенциальных избирателей, публикации в СМИ, не отражающие реально существующую ситуацию. Общественное мнение очень противоречивый феномен. Из противоположных точек зрения, верной может быть одна, а может и не одной. На этом основано утверждение, что общественного мнения не существует. Эта точка зрения сформировалась в ответ на манипуляцию общественным мнением. Но так или иначе общественное мнение далеко не всегда бывает истинным. Народ часто заблуждается под воздействием средств массовой информации, особенно когда ему преподносится неправда, скрытая иногда или полуправда, что случается чаще. Общественное мнение проявляется в своей истинной позиции тогда, когда полностью разъяснены цели, задачи, средства их достижения.

Основными методами реализации программы эмпирического изучения индикаторов и показателей общественного мнения могут быть анкеты, устные и телефонные экспресс - опросы, интервью. Эти технологии применяются для определения общественного мнения, его направленности и интенсивности, но цель данной работы показать, что общественное мнение может не только изучаться, но и формироваться. В качестве технологии формирования в настоящее время выступает паблик рилейшнз.

Результаты исследования общественного мнения среди студентов показали, что видение будущего поселка, определяется, прежде всего,  тем, как  живут люди сегодня, уровнем их материального благосостояния, среды  и проблем, с которыми сталкиваются жители.  Отталкиваясь от оценки своей повседневной жизни сегодня, жители формируют свои ожидания от будущего и конструируют образ своего населенного пункта. Именно поэтому был проведен социологический опрос, который показал желаемый план дальнейшего развития поселка. По мнению студентов,  основными проблемами поселка являются:

1- загрязненность и уборка мусора;

2- состояние и ремонт дорог;

3- безопасность на улицах поселка.

Наименее актуальными оказались проблемы связанные с тепло- и водоснабжением.

Кроме того выявлены основные приоритеты в коррекции деятельности поселка. По мнению студентов, через десять лет они видят свой населенный пункт: чистым, современным, динамичным, богатым, красивым, безопасным.

Так общественное мнение может играть не последнюю роль в подготовке программ развития и постановки тактических и стратегических задач на будущее.

Просмотров работы: 629