УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Каждый хороший учитель должен не только знать свой предмет, методику его преподавания, но и обязан быть хорошим психологом. Чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы у него были стимул и мотивация к учению, учитель использует свои знания по психологии. Они проявляются в учете учителем возрастных и индивидуальных особенностей ребят, в знании по развитию основных психических процессов. Но редко мы вспоминаем о том, что мальчики и девочки это разные миры. Ученые убедились, что мозг мальчиков и девочек работает не одинаково. Часто всех учеников мы обучаем «под одну гребенку», не разделяя: мальчики или девочки, на уроке все ученики. Хотя для более хороших результатов каждому педагогу следует учитывать гендерные особенности мальчиков и девочек.

По словарю гендерных терминов, гендер определяется как совокупность социальных, культурных норм и ролей женщин и мужчин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними. Слово «gender» в переводе с английского означает род (женский, мужской).

В своей практике начала учитывать этот момент у своих учеников с первого класса. И это не случайно. Ведь у первоклассника закладывается, развивается все то основное, от чего в дальнейшем будет зависеть их мыслительные процессы, мнения, мировоззрение, отношения с окружающими.

Поделюсь своими знаниями, которыми пользуюсь на уроках в первом классе.

У мальчиков чаще доминирует правое полушарие, кото­рое отвечает: за распознавание зритель­ных и музыкальных образов; за созна­тельную ориентацию в пространстве; за более развитое абстрактное мышление. Преобладают также оперативная память и нестандартность мышления (фантазирование).

У девочек более развито левое полушарие, которое отвечает: за регуляцию речи, письма и счета; за переработку информации с помощью словесно-знаковых систем; за инту­итивную ориентацию в пространстве; за более развитое конкретно-наглядное, об­разное мышление. Кроме того, доминиру­ет долговременная память и консерватив­ность мышления.

В связи с учетом этих особенностей, например на уроках математики, русского языка при индивидуальной работе мальчикам больше даю задания с творческим уклоном, где нужно додумать, продолжить, найти другой путь решения, пофантазировать и т.д. С девочек требую этого меньше, им лучше и легче развиваться по пути «шаблона».

Таким образом, мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи, девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные. А это именно то, что требуют в школе. Сначала идет объяснение, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть на нахождение решения.

При заданиях, где нужно отвечать рассказом, у мальчиков принимаю краткие, но точные ответы, а у девочек можно попросить развернутые, яркие ответы. Это связано с тем, что мальчики по своей природе менее разговорчивы эмоциональны. А девочки, наоборот, могут рассказывать живописно, в связи со своей повышенной эмоциональностью.

На уроках письма, рисования, труда девочки аккуратнее, старательнее выполняют работу, так как им свойственно большее развитие эстетических способностей, более внимательная работа с предметами и инструментами. Девочкам более интересна собственная личность и все, что связано с красотой и чувствами.

Мальчикам больше присущ дух сорев­нования в силе, ловкости и уме (культ силы и мужества). Наблюдается любовь к силовому спорту и технике; они обращают внимание на то, что их окружает.

Когда делаю карточки с заданиями по математике и русскому, учитываю эти моменты. Группирую карточки: для мальчиков, помещаю изображения машин, солдат, самолетов и т.п. Для девочек - изображения цветов, животных, кукол. Когда выдаю призы за работу на уроке, аналогично подбираю их. Обязательно устраиваются в классе праздники 23 февраля и 8 Марта, что подчеркивает качества, мужчин и женщин.

Если говорить об оценках, что немало важно для школьников, так же можно проследить интересные моменты. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. При этом у них активизируются все отделы мозга: зрительные, слуховые, ассоциативные. Для девочек эмоционально значимо, кто их оценивает и как, им важно быть «хорошими» в глазах взрослых. И, отвечая на уроке, девочка чаще смотрит в лицо учителю, ищет подтверждение правильности ответа, ждет одобрения, чувствуя себя уверенней, если видит положительную реакцию педагога на ее ответ.

Девочкам же нельзя сразу сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей осознать, что именно в ее деятельности плохо и что надо изменить.

Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки. Им важно, что оценивается в их деятельности. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку «я тобой недоволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.

Любому учителю хочется расти на своем творческом пути в школе. Но это никак не будет происходить без любви к детям. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными, по-своему прекрасными, интересными какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.

 

Используемая литература:

  • Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 320 с.
  • Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки - два разных мира». Нейропсихологя - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб.: «Тускарора», 2001
  • http://rodnik.os.kz/kalejdoskop/slovar.htm
Просмотров работы: 334