Показано, что в ряде случаев активный элемент исполнительного устройства может быть выполнен в виде пакета пластин из электропроводящего материала [1]. Ток, протекая по пластинам, определенным образом соединенным в последовательную цепь, взаимодействует с полем постоянного магнита и создает необходимое усилие или момент. По каждой отдельной пластине ток течет преимущественно в диагональном направлении и в каждой точке пластины имеет две компоненты: продольную и поперечную. Во всех конструкциях исполнительных устройств полезное действие создает поперечная компонента тока. Пластинчатая структура активного элемента, по мнению авторов, имеет два преимущества перед традиционными обмотками электрических машин: более простая технология изготовления и возможность создания больших усилий (моментов) за счет протекания по пластинам больших токов. В данном случае такие токи не вызовут перегрева активного элемента ввиду достаточной величины поверхности охлаждения и возможности непосредственного сброса тепла на корпус двигателя.
Для проведения исследований с целью экспериментальной проверки положений, на основе которых предложен принцип использования пакетного элемента, изготовлены установки для соответствующих исследований. При этом акцент был сделан на изучение характера перегрева активного элемента и определение зависимости усилия от взаимного положения пакета и источника магнитного поля [2, 3].
Исследования показали, что усилие по длине пакета распределяется достаточно неравномерно: у краев пакета усилия большие, в центре имеют минимум. На рис.1 представлен вид этой зависимости, полученной в результате обработки экспериментальных данных.
Прямая 2 на этом графике представляет собой зависимость усилия, которое может быть создано единичным тонким проводником, расположенным по диагонали пакета и по которому протекает ток силой в 1 А.
Определены пути, по которым должны проводиться дальнейшие работы, в частности, направленные на организацию более равномерной силовой характеристики.
Список литературы
1. Патент РФ № 2378755 Моментный двигатель. В.М.Мартемьянов, И.А.Плотников, Е.Н.Горячок, А.В.Квадяева. Бюллетень изобретений № 1, 2010.
2 . Иванова А.Г. Экспериментальная установка для исследования исполнительного устройства с пакетным элементом// Современные техника и технологии: Труды XVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Томск: Изд. ТПУ, 2010. Т.1. С. 427-428.
3. Дмитриева Е.М., Иванова А.Г. Экспериментальное определение температурных характеристик пакетного элемента// Современные техника и технологии: Труды XVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Томск: Изд. ТПУ, 2010. Т.1. С. 413-414.