Развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутске - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутске

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Президент РФ Д. А. Медведев обозначил поддержку малого и среднего бизнеса ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало бы максимально использовать в современной российской экономике, направив материальные, финансовые и организационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося массовой базой и интегральным элементом конкурентного рыночного механизма.

Конкуренция является основным условием работы малых  и средних предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

В  целом,  ведущую  роль  в  национальном  хозяйстве  играют  крупные  предприятия,  но  основное  число  предприятий  представлено  малыми  и  средними  предприятиями.

Малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Именно в силу указанных причин государственное финансовое регулирование, направленное на стимулирование развития малого бизнеса является необходимостью в современной экономике. Это и обуславливает актуальность выбранной темы данной работы.

 

 

 

 

1. Сущность и значение малого и среднего предпринимательства

Предпринимательство  -  инициативная  самостоятельная  деятельность  юридических  и  физических  лиц,  направленная  на  получение  прибыли.

 

По  данным  мирового  банка,  в  законотворческой  практике  различных  государств  принято  более  50  критериев  отнесения  организации  к  малому  бизнесу.  Всё  же,  можно  выделить  наиболее  часто  встречающиеся  критерии,  к  которым  относятся  следующие:  численность  персонала  предприятия  (определяется  в  соответствии  со  среднесписочной  численностью  постоянных  сотрудников,  а  также  работающих  по  совместительству);  размер  уставного  капитала  предприятия;  финансовые  показатели  предприятия  (объём  чистой  прибыли,  совокупного  дохода,  оборачиваемости  активов);  вид  деятельности.

 

Согласно  закону  209-ФЗ  «О  развитии  малого  и  среднего  предпринимательства  в  РФ»  для  малого  предприятия  средняя  численность  работников  за  предшествующий  календарный  год  не  должно  превышать  100  человек.  Среди  малых  предприятий  выделяются   микропредприятия  с  численностью  персонала  до  15  человек.  Предприятия  с  численностью  работников  от  101-250  называются  средними.

 

Согласно  определённым  законом  финансовым  критериям,  фирма  с  годовым  оборотом  менее  60  млн.  рублей  относится  к  микропредприятиям,  от  60  до  400  млн.  рублей  -  к  малым,  и  более  400  млн.  рублей  -  к  средним  предприятиям.

В  целом,  ведущую  роль  в  национальном  хозяйстве  играют  крупные  предприятия,  но  основное  число  предприятий  представлено  малыми  и  средними  предприятиями.

В  отличие  от  крупного,  малое  и  среднее  предпринимательство,  в  большинстве  его  форм,  доступно  очень  многим,  поскольку  не  требует  больших  первоначальных  вложений  капитала. 

 

Малое  и  среднее  предпринимательство  -  очень  важное  звено  экономики  города  Иркутска.  Составной  частью  экономической  политики  государства  является  развитие  малого  предпринимательства,  как  наиболее  гибкой  и  динамической  его  формы.  Малые  предприятия  способны  быстро  реагировать  на  изменения  потребительского  спроса,  наиболее  восприимчивы  к  техническим  новшествам,  обеспечивают  быструю  окупаемость  затрат.  Оно  обеспечивает  высокую  рентабельность  в  производстве  тех  товаров,  которые  стали  невыгодными  и  разорительными  для  крупных  предприятий.  Малое  и  среднее  предпринимательство  создает  благоприятные  условия  для  более  рациональной  производственно-хозяйственной  кооперации  (включая  небольшие  звенья  в  организационной  структуре  крупных  предприятий).  Важным  преимуществом  малых  хозяйственных  форм  являются  невысокая  капиталоемкость  и  короткие  сроки  сооружения  нового  предприятия  или  реконструкции  прежнего  по  сравнению  с  крупными  объектами.  Более  50%  всей  выпускаемой  в  городе  продукции  приходится  на  сектор  малых  предприятий.  До  25%  экономически  активного  населения  трудится  в  этой  сфере.  Налоги  от  этого  сектора  экономики  формируют   свыше  20  %  собственных  доходов  городского  бюджета.  Сегодня  в  городе  действует  четвертая  муниципальная  целевая  программа  по  развитию  малого  и  среднего  предпринимательства,  которая  разработана  до  2012  года.

  Общие  данные,  характеризующие  развитие  малого  предпринимательства  в  Иркутске,  по  сравнению  с  предыдущими  годами,   свидетельствуют  о  позитивных  тенденциях  в  его  развитии.  Так,  объем  выпуска  продукции  и  выручка  от  ее  реализации  в  предыдущие  годы  увеличилась   в  2,4   и  4  раза  соответственно.  Приток  инвестиций  в  основной  капитал  увеличился  4,2  раза.  Наблюдается  увеличение  заработной  платы  работников  малых  предприятий,  которое  подтверждает  общую  картину  роста  заработной  платы  во  всех  сферах  экономики  России.  В  настоящее  время  в  г.  Иркутске     плотность  малых  предприятий  на  тысячу  населения  почти  в  2  раза  превосходит  данный  показатель  по  России   и  характеризуется  положительной  динамикой. 

Положительные  тенденции   отмечены  в  сфере  налогообложения  субъектов  малого  предпринимательства.  Следует  отметить,  что,  согласно  выводам,  сделанным  по  итогам  «Мониторинга  действующей  ситуации  в  сфере  налогообложения  субъектов  малого  предпринимательства»,   существующие   системы  налогообложения     в  целом  устраивают  порядка   70%   СМП.

В  качестве  наиболее  значимых  упрощений  для  работы  по  любой  из  существующих  систем  налогообложения  СМП  по  результатам  мониторинга  были  названы:

  • освобождение от обязанности заполнения многочисленных форм налоговой отчетности;
  • отмена авансовых платежей;
  • освобождение от обязанности применения контрольно-кассовых машин.

 

Но  при  этом,  и  на  уровне  предприятия  необходима  грамотная  организация  бухгалтерского  и  налогового  учета,  непрерывный  мониторинг  законодательства,  оценка  налоговых  последствий  сделок  не  только  с  точки  зрения  налогового,  но  и  смежных  отраслей  законодательства.

 

По  данным  территориального  органа  Федеральной  службы  государственной  статистики  по  Иркутской  области  на  01.10.2009  г.  в  г.  Иркутске  действовало  1  754  малых  предприятия. 

Численность  занятых  на  малых  предприятиях,  по  итогам  2009  года  составила  36  558   человек.

Прирост  числа  занятых  отмечается  в  таких  видах  деятельности,  как:  металлургическое  производство  и  производство  готовых  металлических  изделий  -  на  22,6  %;  деятельность  железнодорожного  транспорта  -  на  20,5  %;  производство  целлюлозы,  древесной  массы,  бумаги,  картона  и  изделий  из  них  -  на  14,9  %;  деятельность  по  организации  отдыха  и  развлечений,  культуры  и  спорта  -  на  14,4  %;  здравоохранение  и  предоставление  социальных  услуг  -  на  4,9  %,  а  также  по  другим  видам  деятельности  -  на  4,8  %.

Уменьшение  численности  работников  отмечается  на:  предприятиях  по  обработке  вторичного  сырья  -  на  59,7  %;  деятельности  ресторанов  и  кафе  -  на  35,7  %;  в  строительстве  -  на  34,4  %;  на  предприятиях  по  обработке  древесины  и  производства  изделий  из  дерева  -  на  30  %;  операциях  с  недвижимым  имуществом,  арендой  и  предоставлением  услуг  -  на  21,8  %;  деятельности  по  предоставлению  прочих  коммунальных,  социальных  и  персональных  услуг  -  на  10,7  %;  финансовой  деятельности  -  на  7  %;  обрабатывающих  производствах  -  на  6,6  %;  оптовой  и  розничной  торговле;  ремонту  автотранспортных  средств,  мотоциклов,  бытовых  изделий  и  предметов  личного  пользования  -  на  1,1  %.

Средняя  заработная  плата  на  малых  предприятиях  г.  Иркутска  за  2009  г.  составила  12  238  рублей,  аналогичный   показатель  2008  года  равен  11  975  рублей.

Максимальный  размер  оплаты  труда  отмечается  на  предприятиях,  занимающихся  финансовой деятельностью - 24  832  рубля;  производством  и  распределением  электроэнергии,  газа  и  воды  -  24  746  рублей;  на  предприятиях  связи  -  23  252  рубля;  на  предприятиях,  занимающихся  деятельностью,  связанной  с  использованием  вычислительной  техники  и  информационных  технологий  -  23  097  рублей;  строительством  -  19  023  рубля;  обработкой  вторичного  сырья  -  18 963  рубля;  торговлей  автомобильными  деталями,  узлами  и  принадлежностями  -  18  003  рубля;  производством  машин,  оборудования,  аппаратуры  для  радио, телевидения, связи, транспортных  средств - 17 072 рубля; деятельностью  железнодорожного  транспорта  -  15  561  рубль;  операциями  с  недвижимым  имуществом  -  13  663  рубля;  деятельностью  гостиниц  и  прочих  мест  для  временного  проживания  -  13  377  рублей.

Минимальный размер оплаты  труда отмечен на  предприятиях,  занимающихся   деятельностью  по  организации  отдыха  и  развлечений,  культуры  и  спорта  -  5  521  рубль;  на  предприятиях  розничной  торговли,  кроме  торговли  автотранспортными  средствами  и  мотоциклами;  по  ремонту  бытовых изделий и предметов личного пользования  -  6  951  рубль;  металлургического  производства  и  производства  готовых  металлических  изделий  -  6  559  рублей;  по  обработке  древесины и производству  изделий  из  дерева  -  7 394  рубля;  на  предприятиях,  занимающихся   предоставлением  прочих  коммунальных,  социальных  и  персональных  услуг  -  8  095  рублей; целлюлозно-бумажным  производством,  издательской  и  полиграфической  деятельностью  -  9  026  рублей;  оптовой  и  розничной торговлей; ремонтом  автотранспортных средств,  мотоциклов,  бытовых  изделий  и  предметов  личного  пользования  -  9  165  рублей.

Оборот  малых  предприятий  за  2009  год  составил  45,6  млрд.  рублей,  что  на  18,8  %  ниже  аналогичного  показателя  2008  года.

Выручка  от  реализации  товаров,  продукции,  работ  и  услуг  малыми  предприятиями  г.  Иркутска  за   2009  год  составила  44,9   млрд.  рублей,   что  на  19,5   %  ниже  аналогичного  показателя  2008  года.

Фонд  заработной  платы  на  малых  предприятиях  г.Иркутска  снизился  на  13,7  %  к  соответствующему  периоду  2008  года  и  за  отчетный  период  составил  4  026,7  млн.  рублей. 

Снизился  рост  инвестиционной  активности  малых  предприятий  г.  Иркутска  на  8,9  %  к  аналогичному  периоду  прошлого  года.  Инвестиции  в  основной  капитал,  осуществляемые  малыми  предприятиями  г.  Иркутска  за  2009  год,  составили  в  сумме  71,3  млн.  рублей.

Наибольший  объем  инвестиций  освоен  малыми  предприятиями,  занимающимися  оптовой  и  розничной  торговлей;  ремонтом  автотранспортных  средств,  мотоциклов,  бытовых  изделий  и  предметов  личного  пользования  -  22,1  млн.  рублей.

 

 

Структурное  распределение  малых  преприятий  г.  Иркутска  за 

                  2009  год.

оптовая  и  розничная 

торговля

39,3%

Предоставление 

прочих 

коммунальных, 

социальных  и 

персональных  услуг

1,8%

гостиницы  и 

рестораны

4,3%

прочие

4,4%

обрабатывающие 

производства

10,4%

транспорт  и  связь

5,1%

строительство

14,9%

операции  с 

недвижимым 

имуществом

19,8%

 

 

По  видам  экономической  деятельности  в  общей  структуре  малых  предприятий,  по-прежнему,  наибольший  удельный  вес  занимают  оптовая  и  розничная  торговля (см.рис.) -  39,3  %  (690  предприятий).  При  этом  число  занятых  в  торговле  составило  31,6  %  от  общего  числа  занятых  на  малых  предприятиях.  Оборот  организаций  и  отгрузка  товаров  и  услуг  предприятиями  оптовой  и  розничной  торговли  составили  28,5  млрд.  рублей.  Выручка  от  реализации  на  предприятиях  оптовой  и  розничной  торговли  за  2009  год  составила  28,4  %  от  общей  выручки,  полученной  малыми  предприятиями  города.

 

Второе  место  по  удельному  весу  в  структурном  распределении  занимают  организации,  связанные  с  операциями  с  недвижимым  имуществом,  арендой  и  предоставлением  услуг  (347  предприятий  или  19,8  %  от  общего  числа  предприятий).  Среднемесячная  заработная  плата  работающих  на  малых  предприятиях  г.  Иркутска,  связанных  с  операциями  с  недвижимым  имуществом,  арендой  и  предоставлением  услуг   составила  12  233  рублей,  в  сравнении   с  аналогичным  периодом  2008  года  выросла  на  1,4  %.

Предприятия  строительства  (262  предприятия  или  14,9  %)  занимают  третье  место  по  удельному  весу  в  общем  количестве  малых  предприятий.  Численность  занятых  на  предприятиях  строительства  занимает  12  %  от  общей  численности  занятых  на  малых  предприятиях  города.  Среднемесячная  заработная  плата  работающих  составила  19  023  рубля,  что  превышает  аналогичный  показатель  прошлого  года  на  7,4   %.  Выручка  от  реализации  на  предприятиях  строительства  за  9  месяцев  2009  года  составила  13,8  %  от  общей  выручки,  полученной  малыми  предприятиями  города,  и  увеличилась  на  7,9  %  к  соответствующему  периоду  прошлого  года.

 

Среди  «прочих»  видов  деятельности  наибольший  удельный  вес  занимают  предприятия  обрабатывающего  производства  -  10,4  %;  предприятия  транспорта  и  связи  -  5,1  %,  гостиницы  и  рестораны  -  4,3  %,  предоставление  прочих  коммунальных,  социальных  и  персональных  услуг  -  1,8  %.

Ниже  приведены  показатели  малого  бизнеса  за  2009  год  и  2008  год (см. табл.1).

 Таблица 1

Экономические показатели малого бизнеса за 2008-2009 гг*

Показатели

Ед.  изм.

 2008  г

   2009  г

Изм.,  %

Количество  малых  предприятий

единиц

1  703 

1  754 

103,0

Среднесписочная  численность  работающего  персонала

человек

43  264

36  558 

84,5

Отгружено  товаров  собственного  производства,  выполнено  работ  и  услуг

млрд.  рублей

19,2

18,2

95

Оборот  организации

млрд.  рублей

56,2

45,6

81,2

Выручка  от  реализации  товаров,  работ  и  услуг

млрд.  рублей

55,8

44,9

80,5

Фонд  заработной  платы

млн.  рублей

4  665,9

4  026,7

86,3

Среднемесячная  заработная  плата

рублей

11  975 

12  238 

102,2

Инвестиции  в  основной  капитал

млн.  рублей

78,3

71,3

91,1

*Показатели приведены за 9 месяцев 2009 года и аналогичный период 2008 года.

2.Проблемы  малого  и  среднего  предпринимательства

Несмотря  на  положительную  динамику  развития  малого  и  среднего   предпринимательства  в  г.Иркутске,  существует  ряд   причин  и  факторов,  сдерживающих  развитие  этого  сектора  экономики,  среди  которых  необходимо  отметить:

  • административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора,
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
  • недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
  • недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;
  • недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
  • сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;
  • дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

 

Наиболее  острые  проблемы,  связанные  с  налоговой  политикой,  отмеченные  предпринимателями:

  • частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;
  • сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;
  • сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.

 

Необходимо   отметить,   что  эффективность  применения  упрощенной  системы  налогообложения,  единого  налога  на  вмененный  доход  снижается  в  связи  с  достаточно  высокой  финансовой  нагрузкой  от  косвенных  платежей  (арендные,   коммунальные,  услуги  других  организаций  и  др.).

 

 

3.Цели и принципы государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Государственная политика по  развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является составной частью социально-экономической политики государства и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

 

3.1.Основные цели государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

К Основным целям государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации относятся:

  • создание благоприятных условий для осуществления своей деятельности;
  • обеспечение конкурентоспособности;
  • развитие субъектов малого среднего предпринимательства как основы конкурентной среды;
  • увеличение общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • развитие самозанятости населения;
  • увеличение доли производимых товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

3.2.Основные принципы государственной политики

К основным принципам государственной политики относятся следующие:

  • 1. распределение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

•2.      ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • 3. участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, торгово-промышленных палат в выработке государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
  • 4. равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критерием предоставления поддержки, к видам и формам поддержки.

 

4.Особенности правового регулирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В целях реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются:

  • особые налоговые режимы, стимулирующие развитие микропредприятий и малого предпринимательства, упрощение налогового учета и отчетности для микропредприятий и субъектов малого предпринимательства;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для микропредприятий и субъектов малого предпринимательства;
  • упрощенный порядок составления микропредприятиями и субъектами малого предпринимательства статистической отчетности;
  • особенности приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • формы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • иные меры, обеспечивающие реализацию целей настоящего Федерального закона.

 

 

•5.     Поддержка малого и среднего предпринимательства

 

Опыт реализации предыдущих Программ «Поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске» показывает, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки.

Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на  уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:

  • необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого и среднего предпринимательства;
  • развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
  • обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
  • содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
  • надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
  • взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
  • благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.

Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства - задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который  характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому и среднему бизнесу в частности.

 

 

 

5.1.Инфраструктура  поддержки  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства

Инфраструктура   поддержки   субъектов   малого  и  среднего  предпринимательства  -  система  коммерческих  и  некоммерческих  организаций,  которые  создаются  в  целях  размещения  заказов  на  поставки  товаров,  выполнения  работ,  оказания   услуг  для  государственных  и  муниципальных  нужд  при  реализации  федеральных,  региональных,  муниципальных  программ  развития  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства,  обеспечивающих  условия  для  создания  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства и  оказания  им  поддержки.

Развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Президент РФ Д. А. Медведев обозначил поддержку малого и среднего бизнеса ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.

Сегодня малое и среднее предпринимательство является одним из путей устойчивого экономического развития Иркутска. Малый и средний бизнес заявил о себе как о наиболее мобильном секторе экономики, надежной налогооблагаемой базе и реальном источнике создания новых рабочих мест. Именно малые предприятия, не требуя крупных стартовых инвестиций, способны генерировать достаточно эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, занимать не востребованные крупными предприятиями ниши рынка, обеспечивать стабильные поступления в местный бюджет.


     А это очень важно, поскольку данные финансовые средства идут на улучшение социальной и инженерной инфраструктуры города, что в свою очередь приводит к улучшению предпринимательского климата на территории города.

Содействие в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства является одним из основных направлений деятельности Администрации города Иркутска.


       Политика по поддержке и развитию предпринимательства в городе проводится уже на протяжении 10 лет и в настоящее время является приоритетной.  Всего за эти 10 лет на поддержку малого предпринимательства Иркутска за счет средств бюджета города направлено более 33 млн. рублей.

      В настоящее время в городе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:

  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • информационное обеспечение;
  • консалтинговые услуги;
  • помощь в регистрации предприятий;
  • юридические услуги;
  • аудиторские услуги;
  • сдача в аренду (на льготных условиях) помещений;
  • содействие в получении инвестиций и кредитов;
  • предоставление оборудования в лизинг и др.

Однако, существующих объектов  инфраструктуры поддержки  недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей  предпринимателей, в том числе в информационном обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях.

    В рамках реализации мероприятий программ по поддержке малого бизнеса была сформирована инфраструктура поддержки малого бизнеса, выпущено 32 информационно-справочных издания, оказана бесплатная консультационная поддержка более чем семи тысячам предпринимателей, проведено восемь конкурсов «Лучший предприниматель г. Иркутска». Более 50 субъектов малого предпринимательства смогли реализовать свои инвестиционные проекты благодаря инвестиционно-финансовой поддержке администрации города.

Ключевые действия администрации города Иркутска в отношении малого и среднего бизнеса ориентированы на несколько направлений. Среди них финансовая и имущественная поддержка малых компаний, обучение и переподготовка кадров для малого бизнеса, информационная и консультационная поддержка, устранение административных барьеров.

 

•5.2.         Основные виды и формы поддержки малого и среднего предпринимательства

Поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления включает:

  • инвестиционно - финансовую;
  • имущественную;
  • информационную;
  • поддержку экспорта;
  • поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

 

5.2.1. Инвестиционно-финансовая поддержка предпринимательства

Со стороны органов государственной власти и местного самоуправления может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в виде:

  • предоставления субвенций и субсидий;
  • предоставления государственных и муниципальных гарантий и поручительств;
  • предоставления бюджетных кредитов;
  • программ микрокредитования;
  • развития финансового лизинга.

 

В Иркутске со второго полугодия 2009 года реализовался проект по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства города льготных микрозаймов. Система микрокредитования стала более востребованной сейчас, когда в банках значительно ужесточились требования к заемщикам. Предприниматели смогут получить небольшие ссуды: от 100 до 300 тысяч рублей по льготной процентной ставке 1% в месяц. При этом срок рассмотрения заявки на получение кредита не превышает трех дней.

  В 2010 году реализация данного проекта продолжается: на эти цели в бюджете города Иркутска предусмотрено более 3 млн. рублей.

 

 

 

5.2.2. Имущественная поддержка

С целью нивелирования проблем предпринимателей в части арендных отношений администрация города Иркутска приняла решение о сохранении в 2009 году базовой ставки арендной платы по нежилым объектам муниципальной собственности.

Принято Положение об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда Иркутска на долговременной основе (не менее пяти лет).  Однако следует отметить, что доля муниципальных нежилых помещений, сдаваемых в аренду предпринимательским структурам, составляет в общем объеме рынка недвижимости не более 10%.

 

Имущественная поддержка может осуществляться в виде:

  • финансирования строительства, эксплуатации и содержания коммерческих и некоммерческих организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • формирования особенностей приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого предпринимательства;
  • формирования особенностей предоставления во владение и (или) пользование государственного и муниципального имущества, в том числе оборудования и технологий, субъектам малого предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • предоставления иных видов льгот и преимуществ субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в связи с владением и(или) пользованием государственного и муниципального имущества, в том числе оборудования и технологий, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 Субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в качестве имущественной поддержки могут передаваться, предоставляться в пользование на праве аренды или безвозмездного пользования:

  • земельные участки, здания, сооружения, нежилые помещения;
  • оборудование, машины, механизмы, установки;
  • транспортные средства;
  • инвентарь и инструменты.

 

    Предоставляемое имущество должно использоваться по целевому назначению и на условиях, определенных органом по управлению государственным или муниципальным имуществом.

    За счет средств соответствующих бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства может также осуществляться полная или частичная компенсация затрат на эксплуатацию переданного имущества.

 

Основным источником формирования целевого фонда имущества является имущество, свободное от обязательств и состоящее на соответствующем государственном или муниципальном учете. Целевой фонд имущества может формироваться за счет объектов незавершенного строительства, имущества, отчуждаемого в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Комитет по градостроительной политике администрации города проводит конкурсы на размещение муниципального заказа. И значительная часть заказов отдается представителям  малого и среднего бизнеса, которые проводят подготовку к различным городским праздникам.

Прежде всего, это дает возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов,  предоставить среде малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого бизнеса, его инвестиции и прочее. Кроме того, муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, то есть его переходу из торгово-посреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности.

 

5.2.3. Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления может осуществляться в виде:

  • создания и содержания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и сетей по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
  • информационного обеспечения на основе государственных информационных ресурсов.

Информационные системы и сети создаются в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, маркетинговой и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

 

5.2.4. Поддержка экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства

Поддержка экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления может осуществляться в виде:

 

  • сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
  • оказания содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также в создании благоприятных условий российским участникам внешнеторговой деятельности.

 

       Администрация г. Иркутска оказывает посильную помощь в организации и реализации мероприятий, способствующих продвижению иркутских предпринимателей  на международный уровень.

 

5.2.5.  Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

 

Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективной коммерческой деятельности, является хорошо подготовленный, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал.

Она может осуществляться в виде:

  • формирования образовательных программ и государственных образовательных стандартов по подготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • формирования мер по вовлечению социально незащищенных слоев населения в микропредпринимательство и малое предпринимательство;
  • учебно-методологической, научно-методической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

    Администрация города Иркутска традиционно проводит семинары по самым актуальным вопросам малого и среднего бизнеса. В реализованных программных мероприятиях приняло участие более 12 тыс. предпринимателей, руководителей, специалистов малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сформировано, эффективно работает и постоянно совершенствуется единое образовательное поле по подготовке кадров для малого и среднего бизнеса, в состав которого вошли 10 ведущих вузов и учебных центров Иркутска.

 

•5.3.         Содействие в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске

Приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся  социально-экономической ситуации на территории г. Иркутска,  финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, определенных в Комплексной программе социально-экономического развития города Иркутска на период до 2020 года.

За 2009 год,  в рамках реализации мероприятий муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008 - 2012 годы», содержащей комплекс мер, позволяющих более эффективно оказывать влияние на развитие малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске:

  • подготовлено 8 проектов соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией города Иркутска и субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • оказано 4200 консультаций по различным направлениям общепредпринимательской деятельности;
  • проведено 6 семинаров, 1 круглый стол, 1 тренинг на тему «Эффективное ведение бизнеса в период экономического спада»;
  • обучено 60 предпринимателей основам ведения предпринимательской деятельности в ГОУ ВПО Байкальский государственный университет экономики и права;
  • выпущено 4145 справочно-методической литературы;
  • организован и проведен конкурс «Лучший предприниматель г. Иркутска» и «Лучшее предприятие г. Иркутска» в сфере «Обрабатывающее производство»;
  • оказана инвестиционно-финансовая поддержка в виде предоставления субсидии по выплате процентов по банковскому кредиту - шести проектам;
  • продолжила работу «горячая линия» для предпринимателей (за 9 месяцев 2009 года обратилось 2500 предпринимателей);
  • принято решение об оказании инвестиционно-финансовой поддержки по уплате арендных платежей - семи предприятиям, на участие в региональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, выставках, ярмарках, программах обмена опытом - трем предприятиям;
  • проведена экспертиза 35 инвестиционных проектов безработных граждан города Иркутска, в рамках сотрудничества с ОГУ «Центр занятости населения города Иркутска»;
  • изготовлено 1000 DVD-дисков с видео курсами обучения по основным аспектам предпринимательской деятельности;
  • проконсультировано более 100 СМиСП специалистами отдела инвестиционных ресурсов и поддержки предпринимательства департамента экономики комитета по экономике и финансам по вопросам поддержки в рамках Программы.

Финансирование программных мероприятий за 9 месяцев  2009 года составило 4 748,2 тыс. рублей.

•6.       Влияние конкуренции

Конкуренция, как и в любом другом бизнесе, является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном держаться на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала.

Конкуренция, является основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии

•7.       Иркутск - туристический центр

 

Одно из стратегических направлений деятельности органов местного самоуправления города Иркутска и сфера приложения сил малого и среднего предпринимательства - это развитие туризма.

Сегодня Иркутск как центр Байкальского региона входит в число наиболее посещаемых мест России, поэтому развитие туризма в Иркутске может стать основой для дальнейшего расширения возможностей и укрепления городской экономики.

Преемственным шагом в реализации политики развития туризма на территории города стала муниципальная целевая программа «Содействие развитию туризма в городе Иркутске на 2009-2012 годы».

Программа предусматривает внедрение новых технологий туристского обслуживания, поддержку малых и средних предприятий сферы туризма, создание современной системы подготовки и повышения квалификации кадров, информационное обеспечение развития туристской деятельности.

Основными механизмами реализации программы предусмотрены муниципально-частное партнерство и организация взаимодействия органов местного самоуправления с представителями туристской индустрии.

С целью выработки и проведения единой политики развития туризма на территории города создан коллегиальный совещательный орган - Координационный совет по туризму при мэре города Иркутска. В работе Совета принимают участие представители различных туристских организаций города, представители федеральных структур, что позволяет рассматривать на заседаниях Совета наиболее актуальные и насущные проблемы и вопросы.

Реализация соглашений о сотрудничестве и работа Координационного совета по туризму при мэре города Иркутска  являются наиболее востребованными формами для развития системы муниципально-частного партнерства.

 

В последние годы в Иркутске отмечается усиление деловой активности и рост количества деловых мероприятий, таких как Байкальский экономический форум, встречи на региональном уровне, расширение практики выставочной деятельности, что требует соответствующей материальной базы и организационной культуры.

В целом на сегодняшний день в городе реализуются семь инвестиционных проектов в сфере туризма. Среди них на финальном этапе - строительство делового центра Sayen, в состав которого входит семиэтажная гостиница на 270 номеров, конференц-зал на 350 мест и четырехэтажный офисный центр. Общая площадь архитектурного комплекса в японском стиле составляет 2,5 тысячи кв.м. Строительство отеля сети Marriott на 266 мест начато в этом году. На базе гостиничного комплекса «Ангара» планируется строительство пятизвездочного 12-этажного отеля, где будет располагаться Центр итальянской культуры.

В ближайшей перспективе органы местного самоуправления намерены довести инфраструктуру и благоустройство города до европейских стандартов, сохранив его историческое наследие и самобытность, и подготовить Иркутск к 350-летнему юбилею, который город отпразднует в 2011 году.

 

 

Заключение

    Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства - задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень развития предпринимательского сообщества и общества в целом, который  характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще и к малому и среднему бизнесу в частности.  

 

Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 05.07.2010) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"      (принят ГД ФС РФ 06.07.2007)

  • 2. Сайт: Малый бизнес Иркутска | Иркутский информационный портал малого и среднего бизнеса. http://www.irkutsk.irbp.ru/
  • 3. Сайт: as.baikal.tv http://www.as.baikal.tv/
  • 4. Сайт: Экономика http://kp.ru/daily/economics/
  • 5. Материалы приложения «Мой любимый город» к газете «Комсомольская правда» от 28 мая 2009 года.
  • 6. Журнал «Бюджет», декабрь 2009 г.
  • 7. Сайт: Малый бизнес / Основы малого бизнеса / Что такое малый бизнес

       http://small-business.web-3.ru/

Сайт: Экономика | Восточно-Сибирская правда  http://www.vsp.ru/economic
Просмотров работы: 144