Толерантность (от лат. tolerantia «терпение») - термин, пришедший из социологии, означает принятие чужого образа жизни как равного собственному. Проблема толерантности сегодня - одна из ключевых проблем российского общества. Недостаточный уровень развития толерантности в обществе может вызвать отклонения в поведении по отношению к представителям других культур, причем не только социальных, но и языковых. Локальные конфликты, возникшие на почве девиантного поведения, способны в дальнейшем перерасти в межкультурные, а затем и в межнациональные конфликты.
Целью проведенного исследования было определение уровня развития толерантности в российском обществе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1.опрос представителей российской культуры об их отношении к уровню толерантности российского общества, а также о мерах, необходимых для его повышения; 2. опрос представителей других культур об их отношении к уровню толерантности российского общества, а также о мерах, необходимых для его повышения. В ходе исследования при решении первой задачи были опрошены студенты и преподаватели Иркутского Государственного лингвистического университета (в дальнейшем - ИГЛУ), а также несколько жителей города Иркутска. При решении второй задачи были проведены интервью со студентами факультета международных отношений ИГЛУ а также с пастором лютеранской церкви г-н Томасом Графом Гроте.
По мнению российских граждан, уровень толерантности российского общества находится на высоком уровне, и потому в каких-либо дополнениях или мерах по улучшению не нуждается. Что касается мнения иностранных граждан, уровень толерантности российского общества для них оставляет желать лучшего. Основной причиной низкого (в лучшем случае, среднего) уровня толерантности был назван уровень межкультурной компетентности россиян. Из этого следует, что причиной является даже не образование, а, скорее всего, недостаточное межкультурное просвещение граждан. Проведенные интервью представлены в формате видеофильма (http://www.youtube.com/watch?v=djBShYXSxQw). Как путь существенного решения проблемы предлагается модернизация российского образования, основанная на интеграции в Болонский процесс. В данном случае возрастет интенсивность контактов языков и культур, что поможет повышению уровня толерантности.