Модернизация основывается на осознанной концентрации финансовых или иных хозяйственных ресурсов и направлении их в заранее определенные «точки роста», т.е. отрасли, которые могут быть обновлены и выведены на соответствующий уровень с наибольшей эффективностью.
"Проблема модернизации экономики России тесно увязана с задачей модернизации машиностроительного комплекса, - убеждён академик Кокошин. - Машиностроение даёт 20% ВВП, и это очень важные проценты, поскольку в обрабатывающей промышленности многие элементы имеют 6-7 уровней передела. Это множество предприятий, смежников. Это сложные технологические цепочки, они обеспечивают рабочие места, научно-техническое развитие и рост добавленной стоимости на каждом этапе обработки"[3].
Масштабная модернизация машиностроительного комплекса возможна только при упоре на повсеместное повышение качества продукции, управления, НИОКР. До сих пор реализованные проекты в отрасли имели перекос в сторону обновления оборудования и не затрагивали инжиниринга, систем управления, подготовки персонала; главной задачей чаще всего являлся не новый продукт, а увеличение производственной мощности под выпуск устаревшего ассортимента.
Машиностроение юга Тюменской области представлено десятью сегментами и составляет значительную часть промышленного производства региона. Наибольший удельный вес в структуре сектора занимает нефтегазовое машиностроение; электротехническое и энергетическое машиностроение; транспортное машиностроение.
Современное состояние предприятий российского машиностроения и машиностроения юга Тюменской области, в частности, позволяет им осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний.
Высокая степень износа основных фондов и низкий коэффициент обновления основных фондов определяют необходимость модернизации предприятий машиностроительного комплекса и наличие связанных с этим проблем.
Активная часть основных фондов подавляющего большинства тюменских машиностроительных предприятий (станки, механизмы, нестандартное оборудование, инструментальное хозяйство), как показал анализ информации, сильно изношена, физически и морально устарела. Не соответствует современным требованиям и уровень технологий, применяемых на многих предприятиях. Износ станков и оборудования в зависимости от сегмента машиностроительной отрасли в настоящее время в среднем составляет по различным наименованиям оборудования от 60 до 100%. Даже в сегменте нефтегазового машиностроения процесс обновления основных производственных фондов все еще идет медленно, не имеет комплексного характера.
В развитии машиностроительного комплекса страны наметились положительные тенденции:
- заметно повысилось внимание руководителей страны к наиболее актуальным проблемам машиностроения, таким, например, как кадровая проблема;
- разработаны и начали осуществляться Федеральные целевые программы «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» и «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы»;
- создана и активно действует Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России»;
- в отрасли довольно успешно работает большое количество научно-исследовательских и проектных организаций.
В настоящее время имеет место обновление производственных фондов машиностроения юга Тюменской области, что отражается в следующих направлениях:
- коренное техническое переоснащение производства на ряде предприятий (ОАО «Сибнефтемаш»);
- осуществление мероприятий по автоматизации производства и внедрению высокотехнологичного автоматизированного оборудования на заводе «Нефтепроммаш»;
- реконструкция производства на «Тюменском судостроительном заводе» - филиале ЗАО «Уралмаш-буровое оборудование».
Несмотря на некоторые положительные моменты последнего времени, необходимость модернизации машиностроения Тюменской области обусловлена рядом существующих проблем, исходя из которых, определены приоритетные направления эффективного развития машиностроения с учетом комплекса мер, направленных на активизацию инновационного развития и интенсивное развитие ресурсного потенциала. Вместе с тем, результат анализа позволил выделить ключевые факторы, способствующие развитию машиностроения Тюменского региона (рис. 1.).
Проблемы машиностроительного комплекса юга Тюменской области |
1. Наличие избыточных производственных мощностей 2. Морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутренняя логистика) 3. Морально устаревшая система управления предприятием 4. Критический моральный и физический износ оборудования и технологий 5. Отток квалифицированных кадров 6. Слаборазвитая система менеджмента качества 7. Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) 8. Недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики 9. Недостаточно развитая система сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции |
Ключевые факторы, способствующие развитию машиностроения Тюменского региона |
Высокий уровень развития производственно-хозяйственной (коммуникации, транспорт, образование, финансы) и инновационной инфраструктуры машиностроительных предприятий: наличие главной федеральной железной дороги - Транссибирской магистрали; автомобильной магистральной дороги «Москва-Владивосток», |
Выгодное географическое положение: близость к емким внутренним и внешним рынкам сбыта продукции (север Тюменской области, Восточная Сибирь, Республика Казахстан) |
Законодательная государственная поддержка для держателей инвестиционных проектов: льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, по транспортному и земельному налогу. Предоставление государственной поддержки со стороны администрации Тюменской области для предприятий машиностроительного комплекса |
М О Д Е Р Н И З А Ц И Я эффективное развитие машиностроения |
Поддержка государства |
Инвестиционные потоки |
Создание новых технико-технологический центров |
Организация выставочно-ярморочной деятельности машиностроительных предприятий |
Технологическое перевооружение на базе передовых технологий и оборудования
|
Повышение качества продукции машиностроения |
Кадровая политика в сфере промышленности |
Структурные преобразования (оптимизация основного производства, развитие инфраструктуры сервиса)
|
Активизация инновационной деятельности машиностроительных предприятий |
Закуп высокотехнологического оборудования |
Приоритетные направления эффективного развития машиностроения |
Высокая политическая стабильность региона, положительный имидж юга Тюменской области среди делового российского и зарубежного сообществ. |
Реализация на территории Тюменской области мегапроектов федерального, межрегионального и регионального значений. |
Рис.1. Проблемы и приоритеты развития машиностроения Тюменской области
в условиях модернизации
В целом, ряд выявленных проблем предоставил машиностроению юга Тюменской области и РФ, колоссальную возможность модернизации на волне нового технологического уклада и воссоздания новейшей базы оборудования.
Для решения задачи такого масштаба и сложности имеются существенные предпосылки: огромный потенциальный спрос; политическая и экономическая важность задачи; поддержка населением и государством масштабных проектов, нацеленных на восстановление экономики и уровня жизни.
Таким образом, есть основания считать, что Тюменская область располагает необходимыми возможностями для решения задачи модернизации и обеспечения опережающего развития машиностроения. Для использования в этих целях имеющегося потенциала, необходимо формирование эффективной государственной политики в машиностроительной промышленности, которая соответствовала бы современными условиями и могла бы обеспечить системность и многоаспектность процесса преобразований.
Список литературы
1. Статистический ежегодник: Стат. сб. в 4-х частях. Ч.4(II)./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2010. - 346с.
2. http://www.tyumen-region.ru/
3. Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России 2010г. // http://www.soyuzmash.ru/