ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВЫПУСКНИКА ВУЗА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВЫПУСКНИКА ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ежегодно российские вузы выпускают почти 900 тысяч молодых специалистов. Одновременно, по данным СМИ, около 60% выпускников не могут реализовать себя в выбранной профессии.

Наши наблюдения, а также опыт психологического консультирования студентов позволили выдвинуть предположение о том, что окончание высшей школы вызывает у молодого человека состояние психологического кризиса, который хронологически совпадает с кризисом перехода к зрелости, но имеет более глубокий внутренний смысл. Психологическое содержание этого кризиса определяется необходимостью прояснения своего отношения к экзистенциальным данностям существования, а также задачами достижения устойчивой социальной и личностной эго-идентичности.

В рамках экзистенциального подхода мы понимаем кризис как состояние острого психологического напряжения (тревоги, страха, потерянности, утраты), вызванное столкновением человека с базовыми данностями существования - смертью, свободой, бессмысленностью, одиночеством, и как следствие - необходимостью выработки нового способа жизни. Конструктивное прохождение кризиса возможно на основе актуализации психологических ресурсов личности и предполагает выход на более высокий уровень личностного развития.

В исследовании методом глубинного интервью приняло участие 100 студентов V курса исторического и филологического факультетов КГПУ им. В. П. Астафьева. Для обработки данных был использован метод контент-анализа. Нами были выделены следующие категории: субъективные негативные переживания, амбивалентные переживания, одиночество, свобода, смерть, смысл, выбор, статус, нарушенная идентичность, психологический ресурс, регресс.

В 90% случаях актуализируется категория «субъективные негативные переживания», выражающаяся в таких экспрессивных эпитетах как «угнетающий страх», «жуткая, дикая паника», «тревожусь каждой клеточкой», «начало конца», «очень боюсь», «целую неделю ревела, пока не поняла о чём».

В 85% интервью выделяется категория «свобода» и «ответственность»: «смогу ли я выдержать такую ответственность?», «больше всего беспокоит ответственность во всех сферах». При этом только 20% сделали акцент на позитивном отношении к изменениям в данной категории («На позитиве. Всё в моих руках», «Я бы хотела сама контролировать свою жизнь», «колея закончилась», «я - птица, я лечу»).

70% опрошенных отмечают категорию «разрыв социальных связей» («грусть из-за расставания с друзьями», «беспокоит смена коллектива», «ощущаю оторванность от корней, боюсь одиночества»).

Для 65% значимой оказалась категория «выбора» («дилемма стоит», «распутье», «метания души», «всё думаю, куда двигаться дальше», «вечный выбор - чистый горизонт».

45-60% респондентов акутализируют категории «изменение статуса», «амбивалентные переживания», «смысл», «смерть», «нарушенная идентичность».

При этом 75% респондентов отметили в интервью категорию «психологический ресурс» как нечто, помогающее им продуктивно действовать («меня ободряет, что все всегда через это проходят», «это будет глотком свежего воздуха...мир откроет для меня новые возможности», «горжусь тем, что умею, чему научилась», «я знаю, что смогу найти достойное место в этой жизни», «не зря же я пять лет работал», «пора применять то, чему научился»).

Категория «регресс» характеризует 15% интервью («не хочу быстро взрослеть», «хочу продлить процесс», «всё было ясно и просто»).

Количественный анализ выделенных семантических категорий позволяет сделать вывод, что кризис окончания вуза существует, так как большинство студентов испытывают в связи с этим событием острое психологическое напряжение.

Внутренняя готовность выпускников к изменениям является одним из ресурсов в преодолении кризиса. Дополнительными ресурсами выступают поддержка близких, уверенность в своей профессиональной компетентности, убеждение в том, что это состояние кризиса можно преодолеть, ориентирование на деятельность, на достижение успеха.

Это значит, что данный кризис, в большинстве случаев, не оказывает заметного разрушающего личность воздействия. К моменту окончания вуза выпускник имеет достаточный психологический ресурс для перевода этого кризиса в конструктивное русло.  
Просмотров работы: 273