Начиная с раннего средневековья, на территории будущей Бельгии сложились две культурно-языковые группы: валлоны и фламандцы. В условиях смешанной этнической среды определение бельгийцами своей национальной принадлежности стало проблематичным.
Источники изучения психологического аспекта этнического конфликта в Бельгии можно разделить на две группы. Во-первых, новостные и информационные источники, в которых описываются проявления конфликта в Бельгии, а также отношение к этим проявлениям представителями этносов. Во-вторых, произведения мемуарного характера, отражающие впечатления от знакомства их авторов с Бельгией и ее населением (например, Э. Мейсон «Эти странные бельгийцы», а также воспоминания людей, побывавших в Бельгии, и общавшихся с населяющими ее этносами).
Проведенный анализ высказываний представителей двух этносов позволил выявить авто- и гетеростереотипы фламандцев, валлонов и бельгийцев. В автостереотипах фламандцев и валлонов выявлено только два совпадения (трудолюбивые, надежные). В то же время в самохарактеристиках представителей двух этносов есть значимые отличия. Так валлоны практически полностью ориентированы на группу - на других людей, на выполнение, прежде всего, внешних требований и норм (благожелательные, общительные, воспитанные). Единственной характеристикой, которой валлоны описывают внуриличностное переживание себя в окружающем мире, является спокойствие, т.е. отсутствие активности.
В отличие от валлонов, фламандцы достаточно активно противопоставляют себя окружающим людям, заявляя о своей гордости, которая переживается как завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения и осознается как превосходство над другими. И если они и считают себя расположенными к другим людям (добрые, человеколюбивые), то эту расположенность тут же ограничивают честностью, т.е. стремлением говорить людям правду, даже если эта правда обижает и ранит окружающих.
Прослеживается снижение образа себя как бельгийцев по сравнению с автостереотипами валлонов или фламандцев - например в том, что в описании образа бельгийцев качества «добрые» и «благожелательные», заменены характеристикой «добродушные», т.е. бельгийцы - это не те, кто прямо проявляют доброту и участие, а просто незлобивые люди. Если прибавить к этому характеристики «скромные» и «терпимые», то образ бельгийцев рисуется в виде незначительных людей, смиренно принимающих других и мирящихся с чужими мнениями.
Таким образом, в когнитивной составляющей автостереотипов бельгийцев, фламандцев и валлонов нет совпадающих личностных характеристик, и это ослабляет возможное объединение представителей двух этносов в единый народ - бельгийцев. Сложность такого объединения проявляется и на эмоциональном уровне автостереотипов: фламандцы и валлоны, достаточно высоко оценивающие образ своего этноса, дают сниженную оценку общенационального образа.
Если в автостереотипах валлоны и фламандцы дают себе положительные самохарактеристики, то в гетеростереотипах - негативные характеристики друг другу. Например, то, что валлоны считают своим спокойствием, фламандцы расценивают как леность и нерешительность, а такие качества в самохарактеристиках фламандцев как честность и гордость трактуются валлонами как наглость, недружелюбие и мстительность.
Негативная направленность гетеростереотипов, убежденность представителей двух этносов во взаимной несовместимости являются препятствием для их взаимопонимания, вызывают ограничение контактов, этническую изоляцию и создают условия для возбуждения агрессивности, враждебности по отношению друг к другу.
Таким образом, проведенный анализ показал, что автостереотипы фламандцев и валлонов не совпадают ни с автостереотипом бельгийцев, ни с гетеростереотипами друг друга. Это неизбежно приводит к психологической несовместимости, и как следствие - к невозможности решить постоянно тлеющий конфликт, поскольку взаимные негативные оценки представителей этносов формируют и негативное поведение по отношению друг к другу.