Сложные культурные и социальные трансформации современного общества, изменение положения и ролей мужчин и женщин, смена стереотипов выдвигают на передний план новые виды компетентностей педагога. Среди них мы особо выделяем гендерную компетентность, предполагая сформированность у педагога понимания о предназначении мужчин и женщин в обществе, их статуса, функций и взаимоотношений, способность критического анализа своей деятельности как представителя определённого гендера, а также знания о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса, других аспектов гендерной педагогики. Основными компонентами гендерной компетентности полагаем содержательный, рефлексивный, организационный.
Объектом нашего исследования были такие составляющие гендерной компетентности как содержательная и рефлексивная. В исследовании участвовали 60 студентов IV и V курсов исторического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева, прошедшие накануне педагогической практики курс «Гендерная психология» в объёме 40 аудиторных часов. В ходе спецкурса они получили не только достаточный объём теоретической информации, но и смогли на лабораторных занятиях отработать практические навыки, необходимые для претворения гендерного подхода (хотя бы частично) на уроках в школе.
Основным методом исследования стала разработанная нами технология гендерной экспертизы урока, проведенная на первом этапе исследования в отношении педагогов школ, на втором - в отношении студентов-практикантов. Результаты наблюдений заносились в специальный бланк. Фиксировалось:
Большинством студентов гендерная экспертиза урока как экспертная технология была усвоена, при этом студенты отмечали, что из позиции наблюдателя выявить чужие особенности поведения несложно. Материалы экспертизы позволили выделить несколько стратегий, с помощью которых учителя воспроизводят гендерную дифференциацию:
С помощью проективных методов мы надеялись исследовать рефлексивный компонент гендерной компетентности студентов, для чего нами были созданы авторские проективные методики - проективное сочинение «Мальчики и девочки в моем классе» и проективные иллюстрации «Разговор учителя с учеником». Тексты сочинений были обработаны с помощью контент-анализа.
Многие из высказываний, отмеченных нами в текстах респондентов, имеют исключительно эмоционально-заряженную окраску, связаны с личным опытом, напрямую воспроизводят ситуации из школьной практики и демонстрируют традиционные, стереотипные представления в отношении полов.
Обобщая результаты исследования (гендерной экспертизы урока и группы проективных методик), хотелось бы отметить следующее. Несмотря на то, что студенты - будущие учителя усвоили теоретические знание в области гендерной психологии, воплотить его в своей педагогической деятельности им представляется затруднительным. То есть содержательная и рефлексивная составляющие гендерной компетентности у студентов развиты неравномерно. На наш взгляд это является следствием закономерного, и весьма не простого, растянутого во времени, процесса присвоения знаний, встраивания теории в личный опыт.
Существующие проблемы гендерной психологии образования, в том числе выявленные нами, нуждаются в более глубокой, возможно, психотерапевтической, проработке, в коррекции профессиональной педагогической практики с учетом целей образования в постоянно меняющемся мире, что предъявляет и новые требования к психологической подготовке педагогов.