ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВВ. (АНАЛИЗ ТЕКСТА «ПИСЬМОВНИКА» Н.Г. КУРГАНОВА) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВВ. (АНАЛИЗ ТЕКСТА «ПИСЬМОВНИКА» Н.Г. КУРГАНОВА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 «Письмовник» Н.Г. Курганова, впервые изданный в 1769 году, стал настольной книгой многих поколений русских людей на протяжении четырех царствований - от Екатерины II до Николая I. Читатели этой книги (мелкопоместное дворянство, мелкие чиновники) учились, воспитывались на ее текстах и усваивали заложенные там ценности.

Изучение текста «Письмовника» с помощью контент-анализа, позволило выявить 5 наиболее значимых для Н.Г. Курганова и для читателей его книги (большинства грамотных людей России конца XVIII - начала XIX вв.) ценностей: служение Отечеству, образование, труд, вера в Бога, семья.

Наибольший удельный вес имеют статьи, в которых утверждается ценность служения Отечеству. В тексте эта ценность раскрывается, во-первых, через идеальный образ правителя, во-вторых, через критику существующих пороков, таких как бюрократия и взяточничество. Служение Отечеству предполагает набор таких добродетелей, как верность, справедливость, мудрость, гибкость. Поощряются активность, ответственность, порядочность и храбрость.

Безусловной ценностью для автора является образование. Образование и воспитание не дифференцируются: обучать, значит, воспитывать нравственность. Знание, по Н.Г. Курганову, должно стоять во главе всего, в том числе государственного управления. Эта ценность выражена в следующем: во-первых, в уважении к авторитету древних философов; во-вторых, в уважении к книге как хранительнице мудрости поколений. Ценность утверждается через обращение к преимуществам, которые она дает: независимость  мышления, равенство, более высокий социальный статус.

В отношении к ценности труда выявлено наличие двух тенденций. С одной стороны, отношение к труду нагружено христианским представлением - труд воспринимается как бремя, наказание человека за грехи. С другой стороны, присутствует иное, близкое к буржуазному, понимание этой ценности - поощряется прагматизм и рационализм, подчеркивается связь между трудом и получением достойного вознаграждения за него. Но вторая тенденция выражена слабее, чем первая. Отметим, что и отношение к богатству также трактуется с точки зрения традиционного христианства. Из текста видно, что в отличие от протестантской Европы, где богатство из противного Богу, превратилось в способ прославления его, в сознании русского человека подобного не произошло: накопительство связывается со скупостью и обманом. Корыстолюбие (так в «Письмовнике» называется стремление к накоплению) - негативная характеристика, чуждое нравственности качество, и его нужно преодолевать.

Следующая ценность, которая отчетливо прослеживается в «Письмовнике», - вера в Бога. При этом почитание Бога не должно быть абсолютным и безусловным, вера должна быть осознанной, а религия должна быть ограничена светскими рамками, в частности, образование не должно входить в прерогативу церкви. Утверждается, что есть такие действия, где человек является абсолютным хозяином ситуации (субъектом деятельности).

Что касается семьи как ценности, то она концептуализируется как создающая устойчивость и надежность, обусловленные терпимостью, целомудренностью, верностью женщины, ее безусловным подчинением мужу.

Таким образом, ценностные предпочтения людей рассматриваемого периода, с одной стороны, характерны для традиционного общества, а с другой стороны, несут на себе отпечаток западных буржуазных влияний.
Просмотров работы: 21