Психологические возможности исследования ябедничества как формы детского речевого поведения только наметились [1; 2; 3], однако важно проанализировать социально-психологические факторы ябедничества, в частности, для выработки адекватной психолого-педагогической позиции взрослого, как правило, негативно реагирующего на этот факт речевого поведения.
В русском языке для обсуждаемого феномена нет названия речевого жанра: слово «ябедничество» акцентирует смысл социального действия, оценочное «ябеда» имеет референтом субъекта речи, поэтому будем использовать термин «ябедничество» в соотнесении со специфическим высказыванием, отличающимся от жалобы, рече-языковая конструкция которого может быть крайне проста: «А он(а) ...» (с некоторыми вариантами вокального оформления). Ябедничество, как кажется, является фактом дошкольного (и, вероятно, младшего школьного) детства, имеющим специфические особенности формирования и заканчивающим в русской культуре свое существование в границах детства. Однако, имеет смысл обсуждать его в ряду жанров, предполагающих оценочное отношение к действительности и апелляцию к норме, в различных возрастах и сферах деятельности - речи.
Исследование социально-психологических факторов ябедничества по сравнению с жанром жалобы проводилось на материале, полученном в МДОУ №16 г. Красноярска. Получено 62 протокола речевого взаимодействия детей (13 чел. из средней группы, возраст 4-5 лет; 33 чел. из разновозрастной группы, возраст 4-6 лет). Наблюдение проводилось в детском саду во время занятий и свободной деятельности детей.
Контент-анализ позволил сформировать выборку высказываний, относящихся к жанру «жалоба» и речевому поведению/жанру «ябедничество», с их процентным соотношением по выборке 52:48. База данных отражает параметры возраста (4/5/6 лет), пола, ситуации взаимодействия со сверстником (игра/естественная коммуникация), пространственного взаимодействия со взрослым, самостоятельного разрешения ситуации, мотивов речи (запрос помощи взрослого / предупреждение об опасности / самоутверждение / месть, или желание наказать сверстника / поддержание социальной нормы), доказательства факта, сферы действия нормы (физическая/социальная), образа автора как пострадавшего, статуса говорящего в отношении сверстника и взрослого, жанр (жалоба/ябедничество).
Частотный анализ показал, что наиболее частой причиной при построении высказывания ребенком в жанре «жалоба» является обращение к взрослому за помощью (64%). Это означает, что ребенок использует жанр жалобы, когда сталкивается с ситуацией, с которой не может справиться самостоятельно, и скорее в связи с желанием наказать обидчика.
Наиболее частой причиной ябедничества является нарушение социальной нормы (54%). Это означает, что ябедничество выступает для дошкольника средством уточнения социальных представлений. В ситуации, когда ребенок оценивает поведение других как не соответствующее усваиваемым нормам, он обращается к взрослому, который необходим для их подтверждения и соответствия/несоответствия им наличной ситуации.
С возрастом прослеживается речежанровая динамика. В 4-х-летнем возрасте для детей характерно построение большинства речевых высказываний в жанре «жалоба» (73%), доля ябедничества составляет лишь 27%. В 5 и 6 лет для детей характерно увеличение построения речевых высказываний в жанре «ябедничество» - 56% и 57% соответственно. Связываем это с тем, что в возрасте 5-6 лет процесс усвоения дошкольниками социальных норм идет интенсивней в ходе активного включения в их социальную жизнь и расширения сферы их деятельности и общения. 5-6-летние дошкольники, по сравнению с 4-летними, включены в значительно большее число ситуаций, которые могут приводить к нарушению норм взаимодействия. Поэтому старшие дошкольники начинают чаще обращаться к взрослому по поводу уточнения соответствия поведения сверстника социальным нормам.
Корреляционный анализ показывает следующие прямые высокозначимые связи:
Кластерный анализ показал, что такая характеристика говорящего как возраст не является жанрообразующей при продуцировании высказываний в форме жалобы: она продуцируется фактически безотносительно к возрасту; высокая теснота связи обнаруживается между параметрами взрослого и мотивом речи; статусом говорящего в отношении сверстника и образом автора, кластер оформляется посредством такого параметра как пространственное взаимодействие со взрослым; меньшую тесноту связи обнаруживают пары факторов сфера - доказательство факта и ситуация взаимодействия - пол. Жанрообразование в случае ябедничества предполагает формирование трех кластеров, объединяющих (1) возраст и мотив речи - с меньшей теснотой связи, чем при формировании двух других кластеров, (2) параметры социального взаимодействия со взрослым, (3) образ автора, сферу, тип ситуации, пол с оформлением этого кластера за счет такого параметра как статус говорящего в отношении сверстника.
Можно также сформулировать вывод, требующий проверки на большей выборке и, возможно, с учетом других параметров говорящего (напр., эмоциональное состояние): у детей, склонных к ябедничеству (т.е. обращающихся к взрослому для подтверждения соответствия/несоответствия ситуации социальным нормам), проявляется большая по сравнению со сверстниками чуткость к социальным нормам, которые они усваивают, возможно также, что это коррелирует с более высоким уровнем когнитивного развития.
Библиографический список
1. Беришвили, Н. Ябедничает или обижен? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mr-spb.ru/story/myfamily/story_4671.html - 12.12.2008.
2. Василькина, Ю. Ябеда-корябеда [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://puzkarapuz.ru/2007/04/26/jabeda__korjabeda.html - 12.12.2008.
3. Кравцова, М. Правдолюб или ябеда? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200301009 - 12.12.2008.
4. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. - Красноярск, 2009.
5. Седов, К.Ф. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация [Текст] / Под общ. ред. К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. - 320 с.