Проблема тревожности продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, приводя к снижению работоспособности, к трудностям в общении и снижению адаптационных ресурсов [1,3].
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Проблема мотивации и мотивов поведения подростков - также является одной из стержневых в психологии. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успехов и избегания неудач. Все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач, однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудач.
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению мотивации достижения успеха, избегания неудачи и тревожности, существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.
Было проведено исследование, направленное на выявление особенностей тревожности у подростков с разным уровнем мотивации достижения. Работа проводилась в МОУ «Курасовская СОШ», Ивнянского района, Белгородской области. Общее число респондентов - 50 человек (учащиеся 5-х и 6-х классов). Изучали уровень личностной и ситуативной тревожности по Ч. Спилбергу и Ю. Ханину, мотивацию достижения и избегания неудач по А.А. Реан.
На основе полученных результатов мы разделили выборку на три группы по выраженности мотивации:
1 группа - преобладание низкой мотивации (избегание неудачи) -18% выборки;
2 группа - средний уровень мотивации (мотивация не выражена) - 34 % выборки;
3 группа - высокий уровень мотивации (мотивация достижения) - 48 % выборки.
В группе с преобладанием мотивации избегания неудачи, подростки отличаются повышенной ситуативной и личностной тревожностью и низкой уверенностью в своих силах, стараются избегать ответственных заданий, что в свою очередь говорит о страхе возможной неудачи, а не о способах достижения успеха.
Во второй группе, мотивационный полюс ярко не выражен. Но результаты свидетельствуют о том, что подростки, относят себя в большей степени к мотивации избегания неудачи, чем достижения. У них наблюдается личностная и ситуативная тревожности, стремление избежать ответственности и неуверенность в достижении желаемого результата.
Высокий уровень мотивации, в третьей группе, свидетельствует о положительном отношении подростков в реализации намеченных целей, уверенности в успешном выполнении работы, ответственности, инициативности и отсутствии тревожного состояния.
Анализируя уровень тревожности была выявлена высокая личностная тревожность у 44% подростков данной выборки. Подростки, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров.
У 20% исследуемых подростков наблюдается низкий уровень личностной тревожности. Здесь можно говорить об относительно устойчивой склонности подростков воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Поведение, взаимоотношения с окружающими людьми регулируются уверенностью в успехе, верой в возможность разрешения конфликтов и мотивацией достижения.
Ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Такие состояния возникают как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для подростков. Была обнаружена положительная связь (корреляция Пирсона) между личностной и ситуативной тревожностью (r=0,424; p<0,01).
На основе вышеизложенных результатов, мы получили данные выраженности мотивации (достижения и избегания неудачи) и ее связи с тревожностью (ситуативной и личностной):
Мотивация и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается различиями в выборе степени трудности цели и уровне как ситуативной, так и личностной тревожности. Рост тревожности в подростковом возрасте, являясь стрессогеном, может привести к развитию эмоционального стресса, снижению способности к адаптации [2,3]. Поэтому, при организации учебной работы необходимы мероприятия, направленные на изменение отношений детей к учебному процессу в школьных условиях в целях формирования мотивации достижения.
Литература:
1. Василенко, А.О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка / А.О. Василенко // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - № 2 (14).
2. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.
3. Рыжкова Ю.П.., Личностная тревожность старшеклассниц при различных уровнях учебной нагрузки / Ю.П. Рыжкова, О.Л. Ковалева, Т.П. Павлюченко., Т.Л. Пышкина // Материалы международной науч.- практич. конф. «Современные направления теоретических и прикладных исследований»: 15-26 марта 2010 г. - Одесса, 2010. - Т. 22. - С. 55-56.