Проблема онтогенетических трансформаций толерантности как социально - личностной характеристики представляет значимость с точки зрения выбора психолого - педагогических методов и средств ее формирования. Возрастные границы соответствующего уровня развития толерантности являются достаточно условными, и принципиальное значение имеет выделение онтогенетических этапов. Нами выделены пять онтогенетических этапов развития толерантности, обозначающих переход толерантности на новый уровень зрелости системы социальных установок субъекта на себя и других: латентный, эмпирический, коллективистский, созревающий (кризисный), зрелый (взрослый). Кратко охарактеризуем каждый этап и выделим в нем специфику развития толерантности. Латентный этап (ранний детский период от новорожденности до 1-2х лет), хотя и отличающийся слабой сформированностью когнитивной сферы ребенка, по нашему мнению, является фундаментальным для формирования толерантности. Существенной особенностью этого этапа является то, что толерантность, изначально развиваясь просто как терпеливость - адаптационное свойство, позволяющее приспособляться к различным воздействиям внешней среды (в том числе и фрустрирующего характера), превращается в толерантность - терпимость, как форму социального отношения. Начиная с рождения, дети проявляют различие в порогах толерантности, что, прежде всего, связано с физиологическими причинами - врожденными особенностями темперамента, спецификой работы нервной системы. Специалисты по раннему развитию детей, считают что, часть детей изначально имеют сниженный порог толерантности, связанный с более низким порогом нервно - психической устойчивости к внешним раздражителям. На данном этапе толерантность ребенка, буквально равняется терпеливости, устойчивости к стрессорному воздействию внешних факторов и способности выдерживать состояния вынужденного дискомфорта. Формирование толерантности как психического реагирования на фрустрационное воздействие у ребенка происходит через механизм социального опосредования, в котором ведущая роль отводится представителям ближнего круга - матери, родителям, членам семьи. «Обозначая» для ребенка пороги реагирования на фрустрирующий фактор, родители, и прежде всего, мать, управляют не только поведением, но эмоциональным самочувствием ребенка, изменяя вектор реагирования с рефлекторного на психический. В дальнейшем происходит постепенное расширение круга лиц, влияющих на степень проявляемой реакции ребенка на фрустрацию. На эмпирическом этапе, ребенок, приобретая все большую автономность, осознает себя источником воли, начиная осуществлять саморегуляцию потребностей и желаний. Определяя этот этап в становлении толерантности как эмпирический, мы хотим подчеркнуть важнейшее достижение данного этапа - ребенок начинает постигать границы не только своей, но и чужой терпимости опытным путем. Ребенок включается в процесс социального экспериментирования, определяя границы волевого регулирования своего и чужого поведения. Анализируя возрастные кризисы этого периода (например, кризис 3-х лет) следует также выделить основную задачу в развитии толерантности - формирование навыков позитивного общения, навыков приемлемых форм обособления себя от окружающих, возможных в условиях появления рефлексии на себя и других людей. На данном этапе ребенок начинает подчинять свое индивидуальное «Я» воле других, часто не персонифицированной, то есть социальной. Родители совместно формируют первые правила социального общежития для ребенка. В народной педагогике культур коллективистского типа, мать, запрещая что - либо ребенку, или порицая его, ссылается на авторитет отца. Таким образом, мать противопоставляет индивидуальной воле ребенка волю социальной группы (в данном случае, родительской, семейной). Постепенно этот круг расширяется за счет группы родственников, группы педагогов дошкольного воспитания и т.д. Коллективистский этап в формировании толерантности подчеркивает новую степень включенности в социальные отношения - коллектив школы, класса. Если основной референтной группой до этого возраста для ребенка являлась семья, в которой терпимость к нему и его терпимость определялась системой детско - родительских отношений, то на данном этапе он сталкивается с необходимостью подчинять свои потребности и желания воле внешней группы, социальные установки которой, могут расходиться с установками семьи. К социально - психологическим механизмам, влияющими в этот период на толерантность личности стоит отнести конформизм. Индивидуальная толерантность на данном этапе испытывает влияние и преимущественно формируется под воздействием образцов представленных на уровне группового сознания и восприятия. Созревающий (юношеский) этап связан с формированием собственных ценностных ориентаций, установок, принципов, вызреванием собственных морально - нравственных императивов и поэтому представляет собой ситуацию кризиса толерантности. Представленное соотношение возрастных границ, онтогенетических периодов, и основных психолого-педагогических задач каждого этапа позволяет более успешно формировать необходимый уровень толерантности на каждом этапе взросления.
Сведения об авторах:
1. Пайгунова Юлия Викторовна, доцент кафедры истории и политологии КГФЭИ;
2. Игнатьев Артем Евгеньевич, студент 4 курса психолого - педагогического факультета ТГГПУ