Наличие адаптации к стрессовым воздействиям в ВУЗе необходимо для благополучного самочувствия личности в целом. При отсутствии адаптации к стрессам личность истощается эмоционально и физически, находясь постоянно в ситуации стресса, испытывая часто напряжение и неуверенность в себе. Однако реальность такова, что, обучаясь в вузе, переходя от курса к курсу, большинство студентов должны все-таки адаптироваться к ситуации стресса, связанной с экзаменационной сессией.
Экспериментальное изучение влияния индивидуально-типологических особенностей студентов на процесс адаптации к стрессовым воздействиям проводилось нами на базе Ставропольского государственного университета (студенты 1-4-х курсов специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» в количестве 40 человек).
На основании полученных данных по тесту - опроснику Айзенка EPI, тесту интерперсональной диагностики Т. Лири, методики диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, а также результатам индивидуальных бесед со студентами, были сделаны соответствующие выводы.
И первая, и вторая группы показывают количественное преобладание эмоционально-нестабильной личности. Доминирующими типами темперамента для обеих групп являются холерический (в первой группе 60%, во второй - 40%) и меланхолический (в первой - 34%,во второй - 46%). Однако количество студентов с высоким показателем нейротизма во второй группе в два раза выше, чем в первой. Общее количество потенциальных конкордантов и потенциальных дискордантов, то есть студентов излишне эмоционально впечатлительных, в первой группе равно 39%, а во второй -73%. Это говорит о большей эмоциональной устойчивости студентов второй группы и, как следствие, лучшей адаптивности к стрессовым воздействиям.
Исследование тревожности дало, в целом, сходные результаты. Количественный анализ полученных данных выявил высокое процентное содержание показателей и личностной (67%), и ситуативной (51%) тревожности в первой группе, что почти в пять раз больше, чем во второй (13 % и 11% соответственно). Таким образом, поведение таких студентов в состояние стресса закономерно более напряженное, беспокойное и нервозное.
В ходе беседы было выявлено, что смягчить процесс адаптации позволяет высокая или адекватная самооценка студента, а так же освоение им навыков саморегуляции. Результаты опроса таковы, что студенты второй группы показывают более высокий уровень владения собой, то есть адаптация у них во многом происходит за счет саморегуляции (72%). Студенты же первой группы в большинстве своем эмоционально - неустойчивы, постоянно проявляют внешне свое тревожное состояние в различных условиях деятельности (47%).
Благодаря нашим исследованиям, мы делаем вывод, что студенты адаптируются сами, если позволяют личностные ресурсы, например, наличие сильной нервной системы или адаптивных особенностей и качеств личности. С трудом адаптируются те студенты, личность которых характеризуется следующими особенностями - некоммуникативностью, повышенной тревожностью, импульсивностью, неуверенностью в себе.