В отечественной и зарубежной психологии, специальной педагогике и психологии понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью мозга. К рассматриваемой группе относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, 1984; З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагина, 1986; В.И. Мачихина, 1987, 1992).
Изначально неполноценная биологическая основа (различные формы недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами социальной среды (неблагоприятный фон семейных и других социальных факторов), детерминирует более адекватные или менее адекватные реакции личности ребенка (Л.С. Выготский, 1960; Б.М. Теплов, 1961; В.М. Русалов, 1979; В.В. Ковалев, 1985).
К числу психосоматических заболеваний, возникающих остро у детей с ЗПР, относятся язва желудка, сахарный диабет, тотальная алопеция и др. Язва желудка (или пептическая язва), одномоментно возникающая в ответ на острую психотравму, часто сопровождается кровотечением, нередко наблюдается у детей, до этого времени не страдавших желудочно-кишечными расстройствами. Упрощенно это выглядит так - неблагоприятная ситуация - острая субшоковая реакция со спазмом сосудов и дефектом слизистой или очагом некроза. Сахарный диабет возникает чаще при определенной предрасположенности ребенка. Порой относительно острая психотравма, которая не так уж значительна, но которая неадекватно воспринимается, т.е. неадекватный стимул - неадекватная реакция, ведет к нарушению функций поджелудочной железы. Тотальная алопеция также возникает при острой субшоковой реакции. Страх сопровождается спазмом сосудов и образованием очага выпадения волос, иногда облысения, когда выпадают также брови и ресницы, сразу характеризуется как тотальное. В таких случаях часто подобный тип реагирования выявляется среди ближайших родственников.
У всех детей с ЗПР с психосоматическими нарушениями выявляются депрессивные расстройства невротического уровня, характеризующиеся, в основном, выраженными подавленностью настроения и аффектом тоски (скука, уныние, грусть, печаль), астеническими (усталость, вялость, утомляемость, раздражительность, гиперестезия) и тревожными (страхи, беспокойство).
Таким образом, собственно психосоматические расстройства у детей с задержкой психического развития - это группа психогенных психических нарушений с различными соматовегетативными проявлениями, клиническая картина которых в подавляющем большинстве случаев определяется соматическими проявлениями.