СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

         Краткая аннотация: в статье рассматривается возможность применения ситуационных задач как современного средства оценивания результатов обучения биологии в школе. Приведены примеры задач с инструкцией по их решению.

Оценивание деятельности школьников - важный стимул обучения  и воспитания, которое фиксирует фактический уровень достижений детей,  уведомляет о результатах заинтересованным сторонам,  позволяет определить направления и объёмы дальнейшей работы, непосредственно регулирует учебную деятельность учащихся. Одной из основных систем оценивания деятельности учащихся является традиционная пятибалльная система. Абсолютная количественная шкала предназначена для сравнения достижений ученика с некоторым обязательным набором знаний и умений, которыми он должен обладать в результате обучения. Эта шкала может надежно выполнять свои функции только при наличии объективных критериев и объективных средств диагностики овладения учеником заданными умениями.

         Что же  такое оценка? По мнению ученых, оценка - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя, степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценке подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы, а так же труд в мастерских, на производстве и пришкольном участке. В ней учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота и последовательность, точность формулировок, прочность и сознательность усвоения знаний, их связь с практикой. Оцениваются также отношение учащегося к учению, выполнение Устава общеобразовательного учреждения и Правил для учащихся. 

         Может ли оценивание быть стимулом? Должна ли оценка и ее знаковое выражение в виде отметки отражать только уровень обученности ученика? Этот вопрос занимает умы многих методистов. В одном лишь мнения сходятся: существующая пятибалльная, а фактически четырехбальная, поскольку единица ставится крайне редко, система оценивания не способна дифференцировать уровень знаний ученика, готовность его к решению жизненно важных вопросов.  

         По мнению О.Е.Лебедева, серьёзными недостатками существующей системы контроля являются  неполный охват проверкой всего содержания обучения (выборочность проверки),  отсутствие проверки самого процесса работы ученика (проверяется в основном конечный результат),  недостаточная вовлечённость самих учащихся в самоконтроль [2].

         Возникает вопрос: способны ли школьники в условиях современного общества, обладая тем количеством знаний, умений и навыков, которые они получают при традиционной форме обучения, приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни, вносить вклад в современное общество?  И каково в настоящее время наиболее качественное образование? 

         Основной целью школьного  биологического образования до недавнего времени  являлось формирование и накопление глубоких и прочных знаний основ биологии, т.е. с позиции этой  цели, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше и  тем выше уровень его образованности. Но  современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Способность решать проблемы  сводится не только к освоению определённой совокупности умений, но и  имеет несколько составляющих: мотивы деятельности, умение ориентироваться в источниках информации, умения, необходимые для определённых видов деятельности, теоретические и прикладные знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора путей её решения.

         С точки зрения компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей, т.е. способностей учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

            В условиях информационной насыщенности общества явлениями массовой жизни стали информационные технологии, поэтому на первый план выступают задачи формирования у учащихся информационной компетентности, а именно умение добывать и структурировать информацию  и способность устанавливать и поддерживать контакты.  

Таким образом, необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, они  должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность. Поэтому под  современным качественным образованием понимают наличие умения учащихся решать реальные жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений, этим и объясняется уровень образованности школьников. Сегодня важно пересмотреть ориентиры в обучении. Знаниевый подход уступает место компетентностному. Школьникам необходимо научиться уметь решать вопросы, возникающие в поле информационного знания. Каким образом проверить умение ориентироваться в проблемных вопросах? Один из актуальных способов проверки знаний - решение ситуационных задач, ориентированных на метапредметные знания, эрудицию, развитие мышления учащихся.

Анализируя материалы, представленные в сети Интернет, мы пришли к выводу, что ситуационные задачи являются наиболее популярным средством оценивания знаний студентов-криминалистов и студентов медицинских вузов. Видимо, это связано с особым направлением работы данных специалистов. Применительно к школе ситуационные задачи - это способ повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. Механическое заучивание, пересказ материала параграфа заменяется увлекательным заданием. Учитель и ученики выступают в качестве партнеров, решая значимые проблемы. Цель учителя - грамотно организовать поиск решения, а не передать знания. Выполнение подобных, но не одинаковых заданий способствует выработке общего плана действий, который может быть распространен на сходный круг вопросов. Работа по решению ситуационных задач на уроке проводится как индивидуально, так и в групповой форме, возможно совместное обсуждение наиболее сложных или спорных моментов. Каждый ученик получает шанс обосновать свою точку зрения, что требует теоретической подготовки, т.е. реализация программного материала не замещается занимательными задачами.

Уровень сложности ситуационных задач следует увеличивать постепенно, убедившись в сформированности необходимых умений. Целесообразно начинать работу с задач на текстовой основе, снабженных подробной инструкцией по решению.

Рассмотрим несколько примеров ситуационных задач для уроков биологии в  8 классе (раздел «Человек и его здоровье»). Текстом задачи может служить фрагмент литературного произведения, искусственно смоделированная учителем ситуация, пример из медицинской практики и др. Нами были взяты за основу материалы, приведенные в книге для учителя Г.М. Муртазина [3] и дидактического материала А.И. Никишова и В.С. Рохлова [4].

 

Задача №1 «Жизнь или сигарета?»

Классики мировой литературы не раз обращались к теме «первой затяжки» своих героев. Николенька из повести Л.Н.Толстого «Юность» вспоминает: «Едва я успел упасть на диван, как почувствовал, какую-то тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю».

 

         Герои  Марка Твена чувствовали себя примерно так же: «...Курильщики стали сплевывать, что-то уже очень часто. За щеками у них образовались как будто фонтаны; под языком было сущее наводнение, только успевай откачивать; заливало даже горло, несмотря на все старания, и все время подкатывала тошнота. Оба мальчика побледнели, и вид у них был самый жалкий, Трубка выпала из ослабевших пальцев Джо Гарпера. То же самое случилось и с Томом».  Как вы можете объяснить симптомы? Какой вред наносит курение организму? Для чего курят люди?

 

На Руси в XVII-XVIII веках табак применяли от «грудной немощи», при простудах, малярии. Его выращивали как декоративное и лекарственное растение. Вскоре стало известно вредное влияние курения на организм. Существовало древнерусское выражение: «Пити табак»  - что означает действие подобное вину и водке. В царских указаниях, первой половины XVII века строго запрещался ввоз табака.  Курильщиков наказывали «сечением кнута». Говорили: «Кто курит табак -  тот хуже собаки». Притягательная сила табака по рассказам первых курильщиков выражалась в том, что он вводил в призрачный мир радости - «яко же забыти печали житейские», вызывал приятное возбуждение. Число курильщиков увеличивалось.

 

В течение более двухсот лет человечество стихийно ставило на себе широкий опыт по изучению влияния курения на организм. Исследования, проведенные во многих странах, доказали, что табак для здоровья опасен. Курение коварно. Оно убивает, но убивает не сразу, а медленно, как бы частями, по отдельным клеткам. По данным Всемирной организации здравоохранении каждые 6,5 секунд от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. Курение уносит каждый год почти 200 тысяч жизней россиян. Каждая сигарета сокращает жизнь курильщика на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет.

 

  • 1. Прочитайте самостоятельно тексты, подумайте, в чем опасность курения? Вспомните и напишите состав табачного дыма? Чем это вещество опасно?
  • 2. Постройте прогноз развития заболеваний курящего человека.
  • 3. Используя дополнительные источники информации, заполните таблицу «Воздействие курения на системы органов»:

Системы

Воздействие

Нервная

 

Дыхательная

 

Кровеносная

 

Мочеполовая

 

Пищеварительная

 

 

  • 4. Найдите дополнительную информацию об истории развития табакокурения и разработайте презентацию на основе найденной информации.
  • 5. Как вы думаете, почему до сих пор люди всего мира не договорились и не запретили курение навсегда. раз табак такой вредный? Выскажите свое мнение по этому поводу и предложите свои способы запрета курения.
  • 6. Выскажите критические суждения о влиянии курения на организм курящего и на окружающих его людей.

 

Задача №2 «Защитные силы организма»

«Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: «Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков».

В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа.  В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».  В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год».

  • 1. Прочитайте предложенные тексты, и подумайте, почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? Что такое иммунитет?
  • 2. Объясните причины того, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Подумайте, почему развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела и какое пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь?
  • 3. Сравните значение применения вакцины и введения сыворотки в организм? В чем сущность каждого из них?
  • 4. Используя дополнительную литературу и текст учебника, назовите виды иммунитета человека. Раскройте особенности физиологического механизма иммунитета.
  • 5. Какие советы вы можете дать людям, чтобы сохранить свой иммунитет и свое здоровье в целом?
  • 6. Оцените значимость иммунитета для жизнедеятельности человека.

 

Использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет развивать мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, актуализировать  предметные знания с целью решения личностно - значимых проблем на  деятельностной основе, вырабатывать партнерские отношения между учениками и педагогами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся [Текст]: Учебно-методическое пособие для педагогов школ / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.

2. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]: // Школьные технологии, 2004. №5. С.3-12.

3. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии [Текст]: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы / Г.М. Муртазин. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

4. Никишов, А.И., Рохлов В.С. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст]: Пособие для учителей биологии и учащихся / А.И. Никишов, В.С. Рохлов. - М.: «РАУБ», 1995. - 144 с.
Просмотров работы: 414