ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школа XXI века находится и развивается в условиях открытого информационного пространства, а это значит, что информационные технологии на пике своего развития и совершенствования. В настоящее время  мы уже не мыслим жизни без компьютера и всемирной паутины.

Но образование в школе остаётся актуальным и на данном этапе развития информационных технологий и Интернета.  Правда, преподавание в школе может отличаться от того, каким оно было лет 10 назад.  Сейчас помимо традиционного урока и лабораторных работ учителя включают и разнообразные приёмы с использованием ресурсов Интернета или занимательной информации из него.

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" только на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

В настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование.

Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий.

 

Информационные технологии позволяют:

  • обеспечить каждому ученику индивидуальную траекторию обучения в открытой системе образования;
  • способствовать формированию системного мышления;
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к цифровым образовательным ресурсам;
  • изучать и моделировать объекты и процессы макро- и микромира с помощью современного программного обеспечения и он-лайн ресурсов Интернета;
  • замещать лабораторные и практические работы, недоступные в силу отсутствия оборудования аналогичными за счет использования он-лайн ресурсов Интернета.

 

Ресурсы Интернета безграничны и школьники используют эту возможность при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ. В дальнейшем эта информация не только многократно используется для расширения кругозора других учеников, но с помощью нее возможно создание противоречий, проблемных ситуаций и проведение диспутов по возникшей проблеме.

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Безусловно, компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышает мотивацию учащихся к изучению биологии. В последнее время наблюдается массовое внедрение ресурсов Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе.

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Использование интерактивных работ по биологии, подразумевает формирование практических навыков, приобретению навыков использования лабораторного оборудования и проведения самостоятельных наблюдений в процессе выполнения лабораторных работ и решения экспериментальных задач, а также формированию естественнонаучного знания.

Современное общество предъявляет образованию все большие требования. Изменяются темпы жизни, увеличивается количество информации. Образование, ориентированное на передачу знаний, зачастую не справляется с этой задачей.

Изучая школьный курс биологии, многие основные сведения и знания учащимися не усваиваются, а понятия забываются. В результате, мы наблюдаем, снижение интереса к предмету, а учащиеся слабо понимают изучаемый материал.

Самой главной задачей становится привлечение интереса детей к процессу обучения. Необходимо сделать так, чтобы каждый урок был неповторимым и интересным.

Применение Интернет-технологий возможно на различных этапах урока (on-line тестирование, просмотр flash-приложений, выполнение виртуальных лабораторных работ, экспериментов, требующих доступа к сети). Учителю необходимо внимательно подходить к выбору самого ресурса и времени, когда он будет использован. Так, в начале урока целесообразно применять те ресурсы, которые будут способствовать повышению мотивации, заинтересованности школьников. Обращение к on-line тестированию лучше осуществить на этапе контроля или закрепления нового материала. Просмотр flash-приложений, выполнение виртуальных лабораторных работ, экспериментов, требующих доступа к сети, эффективно разместить в середине урока. В любом случае нужно помнить о санитарных нормах и дозировать непрерывную работу школьников с ресурсами Интернет, не превышая 10 - 15 минут в зависимости от возраста учащихся.

Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии в целях повышения качества образования, активизации познавательного интереса учащихся к предмету.

 

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования [Текст] / Б.С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987.
  • 2. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1 [Текст] / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 71, 75.
Просмотров работы: 170