ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 3–7 ЛЕТ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 3–7 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уже в детстве заметно, что одни ребенок более подвижный, веселый и  настойчивый, а другой медлительный и застенчивый, неторопливый в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент. Проблема проявления темперамента у детей давно интересует и волнует педагогов, воспитателей, психологов, медицинских работников. Философы, ученые и врачи занимаются изучением темперамента человека уже более 25 столетий. Среди них Гиппократ, К. Гален, психиатр Э. Кречмер, У. Мак-Дауголл, Т. Фурукава, А. Галлер, В. Вундт, У. Шелдон, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин и др. Необходимость учета особенностей темперамента людей с которыми приходится работать и общаться подтверждена многими учеными, такими как Б. М. Теплов, Е. А. Климов, М. Р. Щукин и другими. Особенно важен учет данных особенностей в работе педагогов, воспитателей и психолог. Известно, что психика ребенка не является чистой доской и в процессе воспитания и обучения  надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства темперамента, которые у всех разные. Это необходимо для эффективного взаимодействия с детьми, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций и  возможного стресса. Поэтому усилия при взаимодействии с ребенком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.

В отечественной психолого-педагогической литературе можно встретить множество трактовок понятия «темперамент». В большом психологическом словаре дается такое определение темперамента - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения [1]. Я. Стреляу исходит из того, что темперамент - это совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций [5, с. 68]. С.Ю. Головин в словаре практического психолога дает такое определение, темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. И. П. Павлов даёт следующее определение темперамента: «Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, как и животного, основная характеристика нервной системы, придающая определённый облик всей деятельности каждого индивидуума» [2, с. 332]. Из приведенных выше определений видно, что человек не рождается готовой личностью, а темперамент является основой индивидуальных особенностей личности. Уже с ранних детских лет у ребенка наблюдаются свои индивидуальные особенности в протекании психических процессов. Мною было проведено психологическое исследование дети с нарушениями слуха различной этиологии. В психологическом исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 3-7 лет. Исследование проводилось на базе «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида». Наблюдение проводилось за каждым ребенком в отдельности и в групповой игре. Для проведения исследования были использованы методики: непосредственное наблюдение с фиксацией наблюдаемых данных, экспериментальная методика Ю.А. Самарина «Перенос кубиков», для анализа результатов были использованы характеристики разных видов темперамента, предлагаемые Г.А. Урунтаевой.

Рассмотрим некоторые проявления темперамента детей.

В экспериментальной группе было определено, что больше всего детей с меланхолическим типом темперамента (7 воспитанников). Эти дети отличаются повышенной чуткостью, ранимостью, у них быстро наступает утомление. Дети малоактивны, предпочитают играть в одиночестве. В процессе наблюдения было замечено, что в течении дня они быстро устают от шума и предпочитают уходить в другую комнату. Педагоги отмечают ,что у данных детей трудно проходил период адаптации к учебному заведению, дети часто плакали, отказывались от игр, особенно с другими детьми. При проведении методики Ю. А. Самарина «Перенос кубиков» было замечено, что дети-меланхолики выполняют задание медлительно, боязливо, робко. Изначально им было страшно прикоснуться к лопатке. Они боялись уронить кубик, и поэтому не хотели играть. Некоторые дети начинали плакать и прекращали игру, когда кубики падали на пол.

Вторую по численности группу сформировали дети-холерики. Ребенок- холерик имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему [6]. Было замечено, что реакции на окружающее носят ярко выраженный характер, во время игры дети громко смеялись, а если были чем-то недовольны, приходили в ярость. В игре выражалась яркая мимика лица, резкие, порывистые жесты. Дети-холерики выбирали подвижные игры («Веселый мяч», догонялки). А когда ребенка прерывали в игре и приглашали на занятия, это вызывало у них чувство протеста. Воспитатели отмечали, что дети-холерики с трудом засыпают, спят спокойно, но проснувшись, сразу же может включиться в работу, игру. Было замечено, что воспитанники с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых. При проведении методики Ю. А. Самарина «Перенос кубиков» мною было замечено, что дети-холерики более настойчивы в достижении цели. Те дети, у которых с первого раза не удавалось перенести кубики, были раздражены,  но настойчивы и  усердны, что позволяло им выполнить игровое задание и добиться успеха, они снова и снова просили разрешить им еще одну попытку.

Дети-сангвиники (которых исследование выявило в количестве трех человек) с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Было замечено, что дети имеют живую мимику. При наблюдении воспитатели заметили, что сангвиники отличаются  ровным настроением, без резких перепадов. Ребенок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Период адаптации к учебному заведению прошел легко и гладко, ребенок охотно выполняет установленный порядок дня. Ребенок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий. Было замечено, что дети сангвиники меняют одну за другой игрушки, дети неустойчивы в своих интересах к игрушкам. Дети послушны. Дети любят соревноваться в игре: кто быстрее соберет из пазлов картинки. При проведении методики Ю. А. Самарина «Перенос кубиков» было замечено, что дети охотно начали игровую деятельность, но быстро потерял к ней интерес (позволил провести на себе данную методику только два раза), это характеризует неустойчивость нервной системы. После неудач (кубик падал с лопатки) ребенок отказался продолжать игру и потерял интерес к деятельности. Основная задача, которая стоит перед педагогами в работе с данными детьми - выработать у них настойчивость в деятельности. Во время наблюдения так же было замечено, что у детей имеются разные интересы, им хочется играть во все игрушки сразу, но они быстро устают от однообразной игры.

Всех меньше в данной коллективе при наблюдении выявилось флегматиков. По наблюдениям воспитателей воспитанники трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми, смеются негромко, плачут тихо. Прежде чем начать делать задание, воспитатели заметили, что вначале следует период раскачки, а затем дети приступают к его выполнению. Начатое задание доводит до конца. Было замечено, что адаптация к режиму учебного заведения идет долго, в период адаптации дети не принимают в свою игру одногруппников. Воспитатели отметили у дети данного типа темперамента любое дело выполняет тщательно и аккуратно (все игрушки по просьбе воспитателя приберут, расставят на полочки). При выполнении задания дети проявляют усидчивость, но в игре малоактивны и проявляют вялость. При проведении методики Ю. А. Самарина «Перенос кубиков» мною было замечено, что дети-флегматики не сразу включаются в игру. В начале проведения методики они присматривались, как играют другие ребята, не суетились, не стремились выполнить задание быстрее всех. На неудачи не обращали внимания, продолжали делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно и добивались положительного результата (кубик не падал с лопатки).

Таким образом, в данной группе присутствуют дети со всеми четырьмя типами темпераментов, а знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании каждого ребенка.

Библиографический список:

1. Большой психологический словарь /Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672с.

2. Крутецкий,В.А. Психология [Текст]: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. / В.АКрутецкий.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986. - 336с.

3. Маклаков,А.Г. Общая психология [Текст, изоматериал] / А.Г.Маклаков. - СПб: Питер, 2001. - 592с: ил.

4. Монакова,Н.И. О детском темпераменте /Режим доступа http://www.mc21.ru/articles/psychology/70/ Дата обращения 25.01.11.

5. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] / Я.Стреляу. - М.: Прогресс, 1982. - 231с.

6. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева; 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
Просмотров работы: 128