ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач, которую пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи таким детям для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Среди них изотерапия (лечение по средствам изобразительной деятельности), музыкотерапия (терапия через музыку, куда входят музыкопсихотерапия, музыкосамототерапия, кинезитерапия), имаготерапия (терапия через образ, куда входят такие виды как куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама),  либропсихотерапия(лечебное чтение) и библеотерапия(терапия через книгу) и др. [2].

Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок с ограниченными возможностями может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Ему зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность.

Наряду с различными видами искусства в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья активно используют иппотерапию. Иппотерапия давно признана в странах Западной Европы как эффективный метод коррекции физического и психического развития. За последние 15 лет интерес к ней значительно вырос и в нашей стране. На данный момент на территории России насчитывается около 100 иппотерапевтических центров. Однако, несмотря на столь быстро растущую популярность, научных исследований на эту тему крайне мало. Основную массу публикаций представляет переводная литература (Стефания Вудз, Фрэн Джосвик, Марджори Киттредж, Крис Макпарлэнд, Ингрид Штраус и др.). В отечественной литературе в большей степени освещен опыт иппотерапевтической работы с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом (П. Т. Гурвич, А. И. Денисенков, Г. В. Дремова, А. В. Ермаков, Н. С. Роберт, Ц. Ш. Чхиквишвили). Другие категории детей с ограниченными возможностями здоровья охвачены иппотерапевтической помощью меньше, что, по всей видимости, является результатом недостаточной изученности коррекционного влияния иппотерапии на психическое развитие ребенка.

Потребность в разработке и изучении новых, эффективных, научно и практически подтвержденных и отвечающих последним достижениям специальной педагогики и психологии нетрадиционных методов коррекционно-развивающего воздействия на детей с нарушениями интеллекта побудила нас заняться работой над этой проблемой. 

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.

В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991 году в Москве Детского Экологического Центра (ДЭЦ) «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах. Метод иппотерапии стал применяться в плановом комплексном лечении подростков и взрослых с последствиями детского церебрального паралича в реабилитационных центрах Москвы и других городов России. В общей сложности по территории РФ уже насчитывается около 100 организаций, применяющих иппотерапию и лечебную верховую езду в работе с детьми, имеющими особенности в развитии.

В Мордовии иппотерапевтическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья только набирает свой ход. Она проводится на базе конноспортивного клуба «Кентавр». В настоящий момент по направлению лечебной верховой езды занимаются 40 детей с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом их число увеличивается [5].

Основные задачи иппотерапии:

1) обеспечивать социальную реабилитацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки;

2) способствовать восстановлению нарушенных функций;

3) улучшать или восстанавливать состояние здоровья и адаптировать ребенка к физическим нагрузкам;

4) развивать физическую активность ребенка и противостоять отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью.

Специалисты считают, что иппотерапия особенно эффективна в детской  реабилитационной практике, в частности, в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса.

Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия лечебной верховой езды от других форм ЛФК не исчерпываются. Здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела ребенка (всадника). Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждая к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.

Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах.

Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк: нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита и т. д.; нарушения слуха и зрения; психические заболевания - аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении; умственная отсталость - олигофрения, синдром Дауна и др.; различные нарушения социальной адаптации; послеоперационная реабилитация.

Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, воздействие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах [1].

Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта необходимо создать специальные условия, обеспечивающие ее эффективность. Учебные ситуации должны быть не только конкретными и четко сформулированными в словах, но и по возможности наглядными и ориентированными на совершение активных действий детьми. Благодаря непосредственной обратной связи ребенка и лошади верховая езда создает условия для обучения как в процессе общения с лошадью (общее социальное поведение), так и вследствие реакций лошади на применение средств управления. Высокая учебная мотивация как бы «исходит» от самого животного, так что, в отличие от многих других учебных областей, не нужно выдумывать какие-либо потребности, чтобы создать сравнимую учебную мотивацию. [3].

Учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, необходимо правильно организовать занятия на корде. На начальном этапе благоприятные условия для интенсивного контакта с умственно отсталыми всадниками-учениками создаются на индивидуальных занятиях. Когда всадник уже обладает некоторым опытом в области верховой езды, то он может начать заниматься сразу в маленькой группе, максимальный состав которой не должен превышать трех человек.

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта необходимо учитывать их психофизические особенности.

  • 1) Особенности моторики.

Умственно отсталым детям свойственны нарушения в моторной сфере и недостатки двигательных функций. На двигательное поведение умственно отсталых детей влияет гипотонус мускулатуры, что проявляется в недостаточной способности быстро реагировать, в слишком низком тонусе тела, а также в низкой скорости совершения движений (например, если нужно быстро выполнить одно движение за другим, то в большинстве случаев это задание невыполнимо для умственно отсталого человека). Как правило, у них нарушена вся координация тела, поэтому все стереотипы движения необходимо разделить на небольшие учебные этапы и тренировать их в часто повторяющихся упражнениях.

Особенно сильно может быть нарушена моторика рук, так что ребенок не может самостоятельно надеть оголовье (дать лошади трензель), застегивание пряжек также вызывает значительные проблемы. Достичь успеха в этой области можно путем регулярных тренировок. Этим ни в коем случае нельзя пренебрегать, ссылаясь на нехватку времени, или от нетерпения ограничивая время для таких упражнений, так как развитая таким образом ловкость рук позитивно влияет на управление поводьями на уроке верховой езды.

  • 2) Особенности сенсорной сферы.

Восприятие ребенка с нарушением интеллекта в значительной степени нарушено или изменено. Так акустические или оптические раздражения (например, свет лучей солнца) могут восприниматься намного интенсивней, и эти внешние раздражения будут сильно отвлекать всадника от занятия. Тактильная чувствительность тоже может быть снижена, так что из-за низкой чувствительности кожи осторожное похлопывание шеи лошади может перейти в сильные удары, а нажим (посыл) высылающим шенкелем осознается и развивается только спустя какое-то время. Нужно всегда видеть связь неожиданно возникающих отклонений в поведении с нарушенной способностью восприятия.

  • 3) Особенности речи.

У детей с нарушением интеллекта отмечаются недостатки всех сторон речи, которые имеют различную степень выраженности: от легких ошибок при произнесении слов, которые не сильно осложняют коммуникацию, до гравирующего искажения слов, так что понять, о чем идет речь, можно только из ситуативного контекста. Тренер, особенно при употреблении специальной лексики, должен сначала удостовериться в том, понял ли его начинающий всадник. Если задания, данные тренером, не выполняются совсем или выполняются неверно, то часто это объясняется тем, что ученик недостаточно хорошо понял инструкцию, гораздо реже первопричиной является двигательная импотенция. Для своих указаний тренер должен научиться выбирать четкие и краткие формулировки, которые, например, при выполнении манежных фигур, можно подкреплять жестами.

4) Психодинамические особенности.

Как правило, у детей с нарушением интеллекта почти совсем не развито чувство собственной значимости, они не верят в свою способность совершать активные действия, вследствие чего ответными реакциями на предъявляемые требования являются чувство панического страха или даже ужаса. На первых занятиях ребенку необходимо научиться воспринимать тренера как стабильного человека, которому они могут доверять и который поможет им освоиться в таком чужом и странном окружении, каковым для них является конюшня и сама лошадь. Как правило, в связи с заниженным чувством собственной значимости у умственно отсталого ребенка отсутствует «иммунитет» к разочарованиям и неудачам, что может привести к полному отказу от занятий. По этой причине учебные ситуации в начале обучения должны быть ориентированы на успешное выполнение детьми. Постепенно нужно расширять границы результатов с целью достижения более интенсивной стимуляции.

  • 5) Социальные особенности.

Социальные особенности детей с нарушением интеллекта находятся в тесной связи с психодинамическими отклонениями. Чрезмерная опека в родительском доме или положение «гетто» в случае размещения в интернате могут дополнительно повлиять на социальное развитие ребенка с нарушением интеллекта.

В коррекционно-развивающей работе в рамках занятий иппотераппией участвуют лошадь, тренер и ребенок (всадник). Для работы с детьми с нарушением интеллекта больше всего подходят небольшие лошади со спокойным и уравновешенным характером. Тренер должен также ясно понимать, что даже самое небольшое продвижение вперед потребует много времени. Для многих умственно отсталых всадников езда шагом, чередующаяся с несколькими переходами в рысь, имеет достаточное спортивное значение.

Для того, чтобы запустить в ход учебный процесс, учебная информация должна быть распределена на как можно меньшие этапы обучения, успешное выполнение которых должно послужить для умственно отсталого всадника стимулом для начала следующего этапа. Как правило, определенное ограничение учебной информации на занятии способствует более продолжительным учебным успехам. При планировании занятия необходимо учитывать последовательное повторение действий, то есть, прежде всего, качество движений, а лишь потом их количество. Это позволит устранить двигательную неуверенность пациента и на долгое время укрепит его память. Разные перемены должны происходить путем изменения условий выполнения задания: например, при тренировке езды на вольту фиксировать разные точки в манеже при помощи оптических средств (кегли) или без таковых, с ограничением лентой в точке удара копытом или без ограничения лентой средней линии манежа и т. д.

Этапы обучения:

  • 1. «Знакомство»

На этом этапе необходимо наладить контакт ребенка с тренером и с лошадью

Ребенок должен научиться полностью доверять тренеру, преодолевать с его помощью все свои страхи и сомнения, появляющиеся во время занятия.

Тренер помогает ребенку познакомиться с лошадью. Первое сближение происходит при чистке лошади. Для этого этапа очень важно объяснить умственно отсталому ребенку манеру ее поведения. Например, если лошадь поворачивает голову к всаднику, это вовсе не означает, что она хочет его укусить, просто таким образом она обнюхивает человека и «знакомится» с ним; хлесткие удары хвоста предназначаются не всаднику, а мухам, садящимся на живот и круп.

На первом этапе ребенок должен иметь возможность познакомиться с лошадью с земли. Следующим шагом является вывод лошади в манеж, на плац или в поле, что позволит ему еще лучше узнать лошадь.

  • 2. «Посадка на лошадь»

В рамках обучения верховой езде вначале тренируют правильную посадку и чувство баланса, причем всадник сидит на лошади, которую ведут в руках. Обучение проводится также и на корде на более сложных аллюрах. На этом этапе близость тренера и всадника (когда он ведет лошадь в руках, а ребенок сидит верхом) имеет то преимущество, что всадник перестает бояться и учится доверять своему учителю. Кроме того, в процесс занятия предпочтительнее включить тактильные средства управления. Постепенно к управлению лошадью можно подключать самого всадника. Воздействие средств управления на лошадь для умственно-отсталого всадника является чрезвычайным событием, он безмерно удивлен тому, что такое большое животное слушается и выполняет его команды. Когда всадник при небольшой поддержке тренера приобретет уверенность в управлении поводом и шенкелями на шагу, происходит переход к следующей фазе.

  • 3. «Верховая езда с ассистентом»

Ассистент идет рядом с сидящим на лошади ребенком, находясь на уровне его плеч. Его задача заключается в том, чтобы поддерживать всадника там, где это совсем необходимо, но, в то же время, стараться делать это как можно реже. Во время коротких пассажей рысью ассистент бежит рядом с лошадью, держа ее за повод. Шагом же умственно отсталый всадник едет самостоятельно. На этом этапе наряду с приобретением большей уверенности в общении с лошадью нужно начинать учить манежные фигуры. Принимая во внимание недостаточную способность умственно отсталого всадника ориентироваться в пространстве, ему бывает очень тяжело найти эти «невидимые дороги в манеже». Оптические вспомогательные средства, как, например, кегли или штанги, могут оказаться весьма полезными для корректной езды манежных фигур.

4. «Езда в шаговой группе без ассистента»

Если умственно отсталый всадник уже в достаточной степени освоился со своим умением действовать и полностью доверяет лошади, то в рамках шаговой группы можно начинать следующий этап - короткие пассажи рысью без помощи ассистента, то есть самостоятельно.

5. «Совершенствование применения средств управления на рыси и галопе на корде».

Во время этой работы ребенок закрепляет применение средств управления на рыси и галопе, чтобы впоследствии ездить самостоятельно на этих более сложных в отличие от шага аллюрах.

6. «Включение в состав интегративной группы» [4].

Иппотерапия оказывает комплексное позитивное воздействие не только на физический статус пациента, но и на его психо-эмоциональную сферу.

Иппотерапия способствует развитию памяти, внимания, мышления. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий активизирует психические процессы.

Верховая езда обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок или взрослый с ограниченными физическими и психическими возможностями способен передвигаться на мощном животном, управлять им. Верховая езда вызывает у всадника, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, много положительных эмоций, ощущений и переживаний. Лечебная верховая езда кардинально повышает самооценку, уверенность в своих силах. Верховая езда способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений человека с миром, помогает находить новые, неординарные решения стоящих перед ним задач. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия верховой ездой, способствует подъёму активности и улучшения настроения и общего состояния пациентов. Поэтому именно лошади используются для снятия депрессивного фона настроения.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе работы с лошадью происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную жизнь.

Лечебная верховая езда и иппотерапия, доказали свою уникальность и эффективность в качестве реабилитационного метода в процессе 50-летнего применения в прогрессивной мировой реабилитационной практике.

 

Литература:

 

  1.  Гурвич, П. Т. «Центр лечения верховой ездой». / П. Т. Гурвич // Коневодство и конный спорт. - 1997. №2 - С. 26-27.
  2.  Добровольская, Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. - М. : 2001.-248 с.
  3.  Катрин Эльтце «Верховая езда как спорт для умственно-отсталых людей». / К. Эльтце. // Коневодство и конный спорт. - 1995. №3 - С. 24-30.
  4.  Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назарова. - 3-е изд., испр. - М. : Academia, 2004. - 396 с.
  5.  http://www.info-rm.com/ru/news
Просмотров работы: 484