Во время обучения в вузе студенты подвергаются чрезвычайному психоэмоциональному стрессированию, в основе которого, прежде всего, лежит необходимость переработки в кратчайшие сроки огромного объема информации. Данная необходимость приводит к нарушению сбалансированности отдыха и активного рабочего периода в сторону увеличения продолжительности последнего. Известно, что неотъемлемым свойством живого организма является присущая ему ритмичность. В связи с этим несовпадение жизнедеятельности студенческого организма с биологическими ритмами может привести к нарушению функционирования организма и в дальнейшем к снижению работоспособности и развитию болезни.
Целью данной работы являлось выявление влияния индивидуальных биологических ритмов по методу Н.А.Агаджаняна (физического, эмоционального и интеллектуального) на некоторые психофизиологические параметры организма, состояние которых определяет успешность усвоения учебной программы студентами. В студенческий период информация в основном обрабатывается с помощью абстрактно-логического мышления и поэтому наибольшей нагрузке подвергается левое полушарие головного мозга. В связи с этим проведено исследование функциональной асимметрии полушарий по методике Круглова, скорости вычислительных процессов, темперамента и наличие мотивации (Айзенк, Люшер), определение объема кратковременной слуховой и зрительной памяти. Всего было обследовано 59 юношей-добровольцев - студентов 1 курса Института математики и информатики СФВУ, возраст от 17 до 18 лет. Статистическая обработка результатов проводилась пакетом программы SPSS.
Результаты исследований выявили преобладание среди студентов-математиков амбивертов (АВ) (отсутствие доминирования полушарий) - 52%; левополушарные (ЛП) составили 36,5%, а правополушарные (ПП) 11,5%. Таким образом, математику действительно выбирают в основном люди с доминированием или наличием абстрактно-логического типа мышления.
При изучении взаимосвязи между типом темперамента и функциональной асимметрией КБП получены достоверные различия (p<0.04) у ЛП и амбивертов. У ПП достоверных различий не обнаружено. У ЛП студентов 42,1% составляют холерики, 10,5% меланхолики. Среди АВ меланхоликов больше - 23%, а холерики составляют 26,9%. Выявлено, что объем кратковременной слуховой памяти зависит от типа темперамента: наибольший объем у сангвиников, а меньше всего у холериков.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии влияния биологических ритмов на состояние высшей нервной деятельности человека - скорость абстрактно-логического мышления и наличие мотиваций. Мотивации (отстраненность и побуждение) определяли по классическому методу цветового предпочтения (по Люшеру).
Наиболее благоприятным при выполнении математических вычислений (высокая скорость и наименьшее количество ошибок) отмечается при положительных циклах физического (ФБ), эмоционального (ЭБ) и интеллектуального (ИБ) биоритмов. Следует отметить, что на скорость выполнения вычислений наибольшее влияние оказывает физический биоритм, а количество ошибок зависит в основном от фаз ИБ и, в меньшей степени, ЭБ.
Студенты, находящиеся в фазе отрицательной физической и эмоциональной активности чаще, чем студенты с положительным ФБ и ЭБ выбирают побуждающий цвет, т.е., подсознательно стараясь выйти из этого состояния.
Биологический ритм человека оказывает влияние на способность проводить достоверную субъективную оценку физического состояния. Точность оценки, прежде всего, зависит от фазы эмоционального биоритма: в отрицательном цикле ЭБ студенты не могли объективно оценить состояние своего здоровья. Наиболее правильная субъективная картина отмечается при положительном цикле ЭБ.
Таким образом, выявлено, что на скорость абстрактно-логического мышления (скорость выполнения математических вычислений) оказывают влияние биологические ритмы человека. Скорость математического вычисления достоверно зависит от цикла, прежде всего, физического биоритма, а затем эмоционального и интеллектуального. Правильность выполнения математических вычислений выше при положительном цикле интеллектуального биоритма.