ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ИДЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ИДЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Художественно-эстетические и этические принципы изображения физической культуры и спорта  в нашей стране определились еще в 1920-е годы, когда с образом гармоничного человека так же, как и в Древней Греции, стало прочно связано понятие патриотизма. Ключевой становится идея покорения пространства и времени вкупе с идейно-воспитательной  составляющей спорта, связанной с задачей подготовки физически развитого человека, который "готов к труду и обороне" (легендарный значок ГТО появляется в 1930 году, когда тема спорта окончательно утверждается в качестве важного раздела советского искусства).                                                     

Физическая культура и спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом таких работ, как "На стадионе" Александра Самохвалова и "Спортивные игры на стадионе" Сергея Луппова, проявляется в открытой форме в плакатах "Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!" Петра Караченцова и "Работать, строить и не ныть..." Александра Дейнеки.                                                                                                         Мотив героического как составной части спорта получил преломление в женских портретах-типах. Изображенные на них молодые девушки должны были, именно благодаря спорту, справляться с новыми, ранее считавшимися совершенно не женскими задачами ("Девушка в футболке" и "После кросса"  А.Самохвалова, "Физкультурница" Ивана Куликова).                                                                                  Вместе с тем в 1930-е годы создавалось немало произведений посвященных спорту, в которых агитационное, идеологическое начало было сведено к минимуму. Оно сменялось проникновенным лиризмом, любованием природой ("Пейзаж с красным деревом (Бег)" Леонида Чупятова, "Лыжники" Сергея Лучишкина, "Стрелки из лука" Алексея Пахомова).                                                                            

Курс на освоение классического наследия в 1930-е годы особенно отчетливо проявился в скульптуре, где изображения античных атлетов воспринимались как идеал воплощения образа современного спортсмена. В таких работах как "Физкультурница после плавания" Абрама Браиловского, "Серафим Знаменский" Сары Лебедевой, "Борцы" Матвея Манизера, "Бег", "Пловчиха" и "Дискобол" А.Самохвалова раскрыта совершенная красота спортивного тела.                                                              

Романтика спортивных достижений в это время обнаруживала себя не только в живописных и скульптурных произведениях, но и в декоративно-прикладном искусстве. В фарфоровых статуэтках, вазах, чайниках, кружках и кубках с изображениями лыжников, стрелков и гребцов раскрывались новые грани тех массовых явлений, которыми стали физическая культура и спорт.                                

К концу войны спортивная тема возродилась вновь, обретя мажорное, праздничное звучание в картине Дейнеки "Раздолье".                                                            Пропаганда физической культуры и спорта средствами изобразительного искусства за период 1945-1985 г. имела огромнейшее влияние на учащуюся молодёжь. Широкая панорама объективно действующих процессов в физкультурном и спортивном движении тех лет, переосмысленная художественным мышлением выдающихся мастеров изобразительного искусства, дала яркое и незабываемое свидетельство живой и вечно изменяющейся действительности.                                                      

Пропаганда средствами изобразительного искусства - это формирование у людей потребности заниматься физической культурой и спортом, разъясняя её оздоровительное, воспитательное, образовательное и культурно-эстетическое значение; это способность правильного понимания как отдельных, так и различных проблем развития физкультуры и спорта.                                                                                                                   История развития физкультурного и спортивного движения в послевоенное время ярко запечатлена в творчестве таких выдающихся мастеров изобразительного искусства, как народный художник СССР А.Дейнека, народный художник СССР Т.Яблонская, заслуженный деятель искусств РСФСР И.Чайков и другие.                                          Великолепнейшие произведения А.Дейнеки периода 1945-1962 г. на тему спорта это, прежде всего аналитическое исследование средствами изобразительного искусства общественных, психологических процессов, которые протекали в физкультурно-спортивном движении тех лет. Вглядываясь пристально в его произведения, невольно ощущаешь накал спортивных событий тех лет, массовость физкультурного движения, как будто сама эпоха говорит с нами языком спорта. Проникая в истоки прекрасного, А.Дейнека постоянно стремился к познанию всего нового, необычного, что так присуще спорту, физической культуре.                                        

Спортивной теме посвящены работы и выдающегося украинского живописца Т.Н.Яблонской. Из работ созданных в этом жанре, заслуживает особого внимания произведение "Перед стартом" (1947), где молодость юных лыжниц ассоциируется с торжеством жизни послевоенного времени, где увлекательное занятие спортом олицетворяет молодость, здоровье, красоту, силу, что так созвучно было с возрождением разрушенной войной страны, которая, преодолевая экономические трудности тех лет, неуклонно двигалась вперёд.                                                                                   Важную лепту в разработку спортивного жанра в изобразительном искусстве 50-60-х годов XX века внесли скульпторы и, в частности, выдающийся мастер И.М.Чайков. В работах на спортивную тему - "Бег с препятствиями", (1958), "Портрет заслуженного мастера спорта СССР В.Старшинова" (1969), "Баскетбол" (1977) И.Чайков посредством пластики выразил духовную жизнь той эпохи, её психологизм, её спортивную молодость, преодолевшую жизненные трудности физически закалёнными и тренированными телами.                                                   

На рубеже 1950-60-х годов значительным разделом спортивной темы становятся портреты известных атлетов. Классическим образцом представляется картина Дмитрия Жилинского "Гимнасты СССР". Среди изображенных - подлинные герои спорта, многократные олимпийские чемпионы Полина Астахова, Борис Шахлин. Юрий Титов. Интерес к выражению индивидуальности каждого соответствует духу времени середины 1960-х годов.                                                                           

Необычное преломление тема спорта получила в 1970-80-е годы в творчестве представителей "альтернативного" или неофициального искусства. Эмоциональная приподнятость и пафос, зачастую сопровождавшие прежде отображение этой темы намеренно снижались, а подчас и пародировались ("Регбисты" Владимира Видермана, "Игра в мяч" Владлена Гаврильчика).                                                                Гуманистическая миссия спорта актуальна и сейчас, представляя, по словам поэта и спортсмена Роберта Рождественского, "великолепный сюжет для искусства".                                                                                                       Особую роль в пропаганде физической культуры и спорта средствами изобразительного искусства в 60-80-х годах стали играть всесоюзные и республиканские художественные выставки "Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве", показывающие подлинную массовость физкультуры и спорта, борьбу спортсменов за высокие спортивные достижения и участие в Олимпийских и Международных соревнованиях. Индивидуальность мастеров говорит о сложности понимания изобразительным искусством проблемы эстетического идеала в спорте. Стремление осознать спортивную тему в связи с нравственно-эстетическими представлениями того времени определили идейно-художественное значение лучших произведений. В выставленных работах освещался дух Олимпийских игр, спортивных состязаний, радость жизни, традиций и идеалов Олимпийского движения.                                                                               Спорт и физическая культура в этих произведениях были представлены могущественной силой в борьбе за мир, за дружбу и взаимопонимание между народами. В физкультурно-спортивных событиях тех лет художники увидели и глубоко прочувствовали в своих произведениях, светлую и гуманную природу спорта, близость его каждому человеку, ощущение радости движения, участия в соревнованиях, совершенствование самого себя.                                                                                      Организация и проведение художественных выставок тех лет - это яркое свидетельство активной пропаганды физической культуры и спорта среди широких слоёв общества. Показательно, что эти выставки продемонстрировали успехи в развитии физкультурного и спортивного движения в СССР, раскрыли многообразие спортивной жизни, её динамизм, ярко выраженный психологизм, гуманизм и человеколюбие, интернационализм и дружбу между различными народами. В большинстве выставленных произведений воспевается облик спортсмена, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.                                                                                                                    Эти выставки, безусловно, способствовали и творческому росту художников. Приуроченность этих выставок к спартакиадам народов СССР являлась показателем состояния и развития физической культуры и спорта в советском обществе тех лет. Пропаганда физической культуры и спорта средствами изобразительного искусства за период 1945-1985 г. имела огромнейшее влияние на духовную сферу; в массовом сознании большинства людей и особенно учащейся молодёжи формировался стойкий стереотип важности и полезности занятий физкультурой, спортом.                    20 октября 2009 года в здании "Нового Манежа" в Москве в рамках Первого Всероссийского спортивного форума "Россия - спортивная держава" состоялось открытие выставки "Спорт в искусстве". Выставка проводилась по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани и при поддержке Правительства Москвы.                                                                                                                      Таким образом, традиция выставок, посвященных физкультуре и спорту, не прерывается и в наши   дни.
Просмотров работы: 150