КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ОПЕРАЦИОНОЙ КАССЫ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ООО «РЕКОРБАНК») - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ОПЕРАЦИОНОЙ КАССЫ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ООО «РЕКОРБАНК»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

            Нами разработана информационная система, автоматизирующая работу специалиста операционной кассы вне кассового узла для филиала «Южный» ООО  «РеКорБанк» г. Махачкалы. На данный момент в банке существует возможность работы с операционными кассами вне кассового узла тремя способами: в on-line режиме, при котором кассовые документы дня поступают в центральное отделение при помощи службы инкассации, а данные поступают постоянно;  в off-line режиме, при котором  кассовые документы дня также пересылаются в центральное отделение банка службой инкассации, а данные поступают раз в день при помощи модемного соединения; в режиме off-line, при котором кассовые документы дня и данные на дискете пересылаются в центральное отделение службой инкассации. У каждого из вышеперечисленных способов функционирования операционной кассы вне кассового узла есть ряд достоинств и недостатков, однако, при втором способе функционирования - передачи данных при помощи модемного соединения - наблюдается ряд недостатков, которые могут быть решены путем серьезной доработки существующего программного обеспечения. К таким недостаткам относятся: отправка данных возможна лишь один раз в день, поэтому при возникновении проблем в  центральном отделении с присланными файлами необходимая информация поступит только на следующий день. Это весьма неудобно, т.к. происходит серьезная задержка в закрытии операционного дня. Также немаловажной причиной для разработки проекта является то, что в результате изменений в законодательстве существующее программное обеспечение морально устарело, в связи с этим существует необходимость в центральном отделении дополнения информации, присланной из операционной кассы вне кассового узла.    

В результате этих обстоятельств нами был разработан проект, который бы отвечал требованиям удобства передачи информации в центральное отделение, полноты пересылаемой информации и гибкой настройки графика пересылки информации.

            Несмотря на то, что на рынке банковского программного обеспечения существуют аналогичные разработки, существует необходимость в разработке индивидуального проекта. Это обстоятельство связано с тем, что вся банковская информационная система, которую использует банк в своей работе, создавалась индивидуально для банка группой штатных программистов, поэтому банковская система является уникальной, а при наличии штата программистов доработка программного обеспечения будет экономически целесообразной  и выгодной для банка, т.к. позволит снизить трудовые издержки, которые возникали по причине необходимости дополнения присланной информации, а  также стоимостные  за счет получения информации в короткие сроки, а также повысит производительность работы специалистов операционной кассы вне кассового узла за счет повышения простоты работы с программным обеспечением.

            В результате разработки программного обеспечения по проекту будут автоматизированы функции:

  • формирование реестров
  • формирование отчета о проведенных операциях
  • формирование книги учета бланков строгой отчетности
  • формирование акта об излишках или недостачах
  • гибкая настройка отправки информации в центральное отделение банка.
  • Аналитическая часть

            Предприятие, для которого разрабатывался модуль формирования и отправки отчётности,  является универсальным акционерным коммерческим банком с разветвленной системой филиалов, дополнительных офисов и операционных касс в г. Махачкале, г. Иваново и др. регионах. Организационная структура банка состоит из шести логических блоков. Пять логических блоков курируют Вице-президенты банка, один логический блок курируется непосредственно Президентом банка. Каждый из шести логических блоков состоит из управлений, которые в свою очередь состоят из отделов (данный уровень детализации не отображен на схеме). Состав логических блоков следующий:

  • 1) Инвестиционный департамент
  • 2) Управление платежных средств, Управление операционного процессинга, Техническое управление
  • 3) Департамент Бухучета и отчетности, Валютное управление, Управление ценных бумаг
  • 4) Управление кассовых операций, Управление регионального развития и экспансии, Управление инкассации, Управление драгоценных металлов.
  • 5) Казначейство, Управление кредитной политики и методологии, Управление кредитных карт, Управление разработки кредитных продуктов.
  • 6) Управление делами, Юридическое управление, Отдел кадров

       Основной целью функционирования банка, как и любого другого банка,  является получение прибыли от проводимых операций. Помимо работы с юридическими лицами, банк также активно работает с физическими лицами, что обуславливает широкую сеть филиалов, дополнительных офисов, отделений и операционных касс в г. Махачкале, г. Иваново и др. регионах. Примерное число работающих в одном отделении банка составляет около 20 человек.

            Поскольку разрабатываемый модуль обеспечивает работу специалиста операционной кассы (операциониста) вне кассового узла, то рассмотрим  более подробно Управление кассовых операций. Управление  кассовых операций в своей работе непосредственно взаимодействует с клиентами - физическими и юридическими лицами, а также осуществляет операции с наличными денежными средствами  в рублях, валюте  и платежных документах. Управление кассовых операций занимается следующими вопросами:

  • Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ;
  • Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ;
  • Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу (обязательно к выполнению);
  • Прием для направления на инкассо чеков;
  • Оплата чеков в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;
  • Прием наличной валюты Российской Федерации для зачисления на счета с использованием платежных карт;
  • Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте;
  • Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте

            Управление кассовых операций находится в центральном отделении банка, в котором осуществляются основные операции и аккумулируется вся информация, поступающая из операционных касс вне кассового узла, и операционных касс вне кассового узла, которые, как правило, располагаются в помещении организаций - клиентов и выполняют также функции обменных пунктов.

            В своей работе Управление кассовых операций активно взаимодействует с Управлением инкассации, Управлением по работе с филиалами и дополнительными офисами, а также с клиентами - юридическими и физическими лицами.

В должностные обязанности специалиста операционной кассы вне кассового узла входит:

●   обслуживание юридических лиц

●    обслуживание физических лиц

●    валютнообменные операции

●    денежные переводы без открытия счета по системе On-line

●    депозитные ячейки (открытие, закрытие, пролонгация договоров)

●     ведение и формирование документов дня

●     инкассация

●     свод кассы

●      ведение кассовых книг

            Главной целью разработки проекта является улучшение качества работы операционных касс вне кассового узла, использующих модемное соединение с головным офисом для отправки информации о проведенных в течение операционного дня операциях. Выделим круг задач, которые необходимо решить для достижения конечной цели:

  • задача снижения трудовых затрат за счёт разработки программного обеспечения, которое бы полностью удовлетворяло текущим требованиям нормативных документов в области проведения кассовых операций и позволило бы исключить (или существенно снизить) трудовые затраты на дополнение поступающей информации.
  • задача разработки программного обеспечения с гибкой настройкой графика отправки информации в центральное отделение банка, что позволит более часто осуществлять связь с банком и, соответственно, ускорится процесс повторной отправки информации при возникновении проблем с присланной информацией в центральном отделении банка.
  • задача усовершенствования существующего программного обеспечения в связи с изменениями в законодательстве.

Информационная модель показывает взаимосвязь входных, промежуточных и результатных потоков данных. Для простоты ввода информации и избежание появления ошибок ввода информации в системе используются справочники. Рассмотрим один из программ преобразование входной информации в выходную.

В случае, когда в операционную кассу обращается физическое лицо с целью свершить обмен наличных рублей на наличную иностранную валюту, наличную иностранную валюту на наличные рубли или наличную иностранную валюту одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства, операционист заполняет форму «Справка ф.N. 0406007», информация при этом записывается в таблицу Fоперации и Fпроводки. После заполнения формы операционистом распечатывается Справка ф.N. 0406007, которая формируется с использованием справочников: Fспр - тип операции, Fдокумент, Fспр - комиссия, Fспр - валюта, Fспр - ценность. 1-й экземпляр справки передается физическому лицу, а второй остается в операционной кассе для формирования кассовых документов дня.

Обработка информации на ЭВМ может производиться в пакетном или диалоговом (интерактивном) режиме, то есть в режиме реального времени. При пакетном режиме общение пользователя с машиной сводится к минимуму и включает лишь загрузку исходных данных в начале работы и получение результатов расчетов по окончании работы системы. В этом случае пользователь практически не может влиять на процесс работы системы. При диалоговом режиме работы имеется значительно больше возможностей изменять процесс решения задачи в зависимости от полученных промежуточных результатов, но скорость обработки снижается. Пакетный режим удобно применять при выполнении громоздких технических расчетов, которые осуществляются по жесткому заранее заданному алгоритму. Для решения экономических задач, которые характеризуются многовариантностью решений и незначительным удельным весом достаточно простых математических вычислений, удобнее применять диалоговый режим работы. Поэтому  проектируемая система предназначена для работы в диалоговом режиме. Диалог пользователя с ЭВМ может осуществляться с помощью команд или меню. Общение с помощью команд, которые вводятся в командную строку, как правило, предоставляет пользователю более широкий выбор действий, чем работа с меню, но требует от него специальных знаний языка команд, что не очень удобно, так как специалист,  скорее всего, этими знаниями не обладает. С другой стороны, удобно спроектированная система меню позволяет человеку общаться с компьютером, не требуя от оператора каких-либо дополнительных знаний. Но при этом возможность выбора действий ограничена количеством пунктов меню. В данном случае выбирается способ общения с ЭВМ с помощью меню, так как автоматизированная задача практически полностью охвачена пунктами меню и в то же время этот способ предоставляет более удобный интерфейс для пользователя, чем язык команд.

       Обработка информации производится при помощи диалога с пользователем. В связи с тем, что предполагается общение с пользователем в виде меню,  то дерево диалога представляет собой дерево меню.

Список использованных источников:

  • 1. Артемов Д.В. Учет основных средств и нематериальных активов: http://www.bonus.e-burg.ru/INFO_OCN.HTM.
  • 2. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. - С. 118-139.
  • 3. Вендеров А. М. Проектирование программного обеспечения ЭИС. М.: «Финансы и статистика», 2005.
Просмотров работы: 8