СОЗДАНИЕ САЙТА ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДАГГОСУНИВЕРСИТЕТА) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

СОЗДАНИЕ САЙТА ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДАГГОСУНИВЕРСИТЕТА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нами, по заданию деканата экономического факультета, был разработан сайт факультета с использованием анимационных эффектов и звуков, размещенный на университетском сервере. Сайт имеет сложную структуру, полностью отражающую все аспекты деятельности факультета и отвечающую требованиям заказчика.

Разработанный сайт предоставляет всю необходимую информацию студентам, преподавателям и абитуриентам факультета, а также дает исчерпывающую информацию о представленных материалах, разрешает просмотр новостей, поддерживает аутентификацию пользователей по логину и паролю, позволять осуществлять быстрый обмен сообщениями на форуме.

ДГУ - это крупный учебный, научный и культурный центр, который  осуществляет подготовку специалистов на всех уровнях вузовского, довузовсокого, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных, экономических, технических специальностей и направлений. При проектировании сайта необходимо учитывать особенности и возможности объекта проектирования.

Разрабатываемый web-сайт факультета обладает следующими особенностями:

  • ­ гибкостью, удобной для администраторов системой управления структурой;
  • ­ web-сайт должен поддерживать использование звука, графических вставок, анимации, которые должны усиливать эмоционально-ценностный компонент содержания, формировать мотивацию.
  • ­ для пользователей должна быть также реализована возможность распечатать любую страницу web-сайта;
  • ­ для посетителей сайта должен быть создан форум, в котором пользователи могли бы задавать интересующие их вопросы и получать на них ответы в кротчайшие сроки.
  • ­ разработка проекта (структурной схемы) web-сайта факультета на основе системы управления содержимым Joomla;

Главной задачей проектирования сайта является создание системы управления содержимым, которая бы позволяла вносить изменения web - сайт с возможностью разграничения прав доступа к содержимому и независимостью от технических специалистов.

Проектирование и разработка сайтов включает:

  • ­ Утверждение первоначального технического задания на разработку сайта.
  • ­ Определение структурной схемы сайта - расположение разделов, контента и навигации.
  • ­ Веб-дизайн - создание графических элементов макета сайта, стилей и элементов навигации.
  • ­ Разработка программного кода, модулей, базы данных и других элементов сайта необходимых в проекте.
  • ­ Тестирование и размещение сайта в сети Интернет.

Сайт требует предварительной установки и конфигурирования. Конфигурация системы представляет набор условий и свойств, которые выполняет система. Для ее настройки необходимо выполнить процедуру авторизации и зайти в административный интерфейс управления по адресу  www.ef.icc.dgu/administrator. Окно входа представлено на рис. ­­­1. После правильного ввода адреса, откроется страница авторизации.

В качестве имени пользователя и пароля вводим учетные данные, указанные при установке. В данном случае, именем пользователя является «admin», а паролем - «123123».

 

Рис.1.  Страница входа в панель управления Joomla

После ввода правильной комбинации имени пользователя и пароля, произойдет перенаправление на главную страницу административного интерфейса.

Система управления контентом обладает широким набором функций:

  • - создание, редактирование и публикация информационного материала;
  • - конфигурирование системы управления контентом;
  • - установка тем оформления, компонентов и модулей;
  • - статистика посещений, просмотров, пользователей;
  • - информация о системе, обновлениях и исправлениях.

Интерфейс администратора представлен на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Интерфейс администратора CMS «Joomla!».

 

Возвратиться на главную страницу панели можно в любое время при нажатии кнопки "Главная" в левом верхнем углу.

Для входа в конфигурацию следует выбрать кнопку «Общие настройки». Меню конфигурации состоит из 10 пунктов:

  • - «Сайт» - общие настройки работы сайта (имя, описание, выключение, регистрация пользователей, визуальный редактор);
  • - «Локаль» - настройки локализации, временная зона;
  • - «Материалы» - параметры вывода элементов содержимого;
  • - «База данных» - настройки подключения к базе данных;
  • - «Сервер» - GZIP‑компрессия страниц, время жизни сессии cookie;
  • - «Метаданные» - значения метаданных сайта;
  • - «Почта» - способы и параметры отправки почты сайтом;
  • - «Кэш» - кеширование страниц, время жизни кеша;
  • - «Статистика» - настройки статистики посещений;
  • - «SEO» - ЧПУ и динамические заголовки страниц.

Для первоначальной настройки системы управления контентом, необходимо определить значения следующих настроек конфигурации:

  • - «Сайт отключен» - режим, при котором доступ на сайт имеют только администраторы, удобен для отладки сайта;
  • - «Имя сайта» - правильное название веб-ресурса, отображаемое в заголовке веб-браузера;
  • - «Разрешить регистрацию пользователей» - в зависимости от политики администрации ресурса;
  • - «Использовать активацию аккаунтов» - желательно установить «да», для защиты от спам-ботов;
  • - «Временная зона» - следует указать UTC +03:00;
  • - «GZIP компрессия страниц» - полезно для загруженных информацией страниц, уменьшает время загрузки путем сжатия страницы на стороне сервера;
  • - «Эмуляция режима Register Globals» - желательно «OFF», дает большую защищенность, но уменьшает совместимость сторонних компонентов.

Стандартная тема оформления «Joomla» подходит для демонстрации возможностей системы, но никак не для создания полноценного веб-сайта.

Для использования собственного графического шаблона, необходимо загрузить в папку «/templates/» свою тему оформления, изготовленную по специальным стандартам. Применить загруженный шаблон возможно через меню административного интерфейса: «Расширения» - «Менеджер шаблонов». В появившемся окне, администратору системы, предоставляется выбор между установленными темами оформления. Система управления контентом позволяет установить необходимую тему оформления для каждой страницы сайта, либо определить один, единственный, шаблон для всех страниц. Выбор производится кнопками «Назначить» и «Умолчание». При «Назначении» темы оформления для определенных страниц сайта, следует помнить, что шаблон, установленный по умолчанию, будет применяться для всех остальных страниц. В системе может быть только один шаблон с отметкой «Умолчание». Интерфейс администратора, при необходимости, позволяет производить редактирование шаблонов сайта.

Рассмотрим более подробно модули и компоненты системы, использованные нами при разработке сайта экономического факультета ДГУ.

Система управления контентом «Joomla» имеет модульную структуру и в своем базовом варианте не обеспечивает всех необходимых возможностей, требуемых для реализации готового проекта. Стоит отметить отдельно, что позиции вывода модулей определяются в шаблоне оформления, действующем на странице. Кроме того, в «Joomla!» существует специальная таблица позиций модулей.

При использовании стандартных шаблонов оформления, либо шаблонов на основании стандартных макетов дизайна - никаких изменений производить не нужно. Необходимость в изменениях возникает лишь в случаях, когда в шаблон добавляются дополнительные позиции для вывода модулей.

Компонентная структура позволяет обеспечить гибкость и высокие функциональные возможности системы. Используя только необходимые, для работы сайта, модули и компоненты, администраторы веб-ресурса защищают себя от узких мест и уязвимостей, имеющихся в незадействованных компонентах.

Находясь в «Менеджере компонентов» администратор имеет возможность производить операции по установке и удалению компонентов системы управления контентом. Интерфейс управления компонентами позволяет устанавливать новые путем загрузки архива, либо загружать компонент из определенной папки на сервере.

Для загрузки компонента с компьютера администратора следует нажать на кнопку «Обзор» и указать местоположение необходимого компонента. Далее, воспользовавшись кнопкой «Загрузить и установить» администратор веб-ресурса запускает автоматическую установку компонента.

Рассмотрим боле подробно создание разделов и категорий. Начинать наполнение любого веб-сайта следует с планирования его информационной структуры и создания инфологической модели.

В системе управления контентом Joomla существуют три уровня организации информации:

  • - «Разделы» - это большие объединения, состоящие из категорий;
  • - «Категории» - небольшие объединения, вмещающие объекты;
  • - «Объекты контента» - это любой текст или изображения, которые администратор хочет разместить на веб-странице.

Единственная особенность данной структуры в том, что нет возможности создать информационный материал, предварительно не создав для него категорию и раздел.

Для управления разделами следует использовать «Менеджер разделов», открывающийся при нажатии на кнопку «Разделы» на панели управления, либо при использовании вкладки меню «Материалы» - «Разделы».

Для создания раздела используется кнопка «Новый». Необходимо обратить особое внимание на заполнение полей, приведенных ниже:

  • - «Заголовок» - краткий заголовок, используемый в меню;
  • - «Имя раздела» - полное название раздела, отображаемое на страницах, (если данное условие включено).

Кроме заголовка и названия, система управления контентом позволяет определить порядок вывода категории в меню администрирования, изображение, отображаемое возле названия категории, уровень доступа пользователей, для просмотра этой категории и краткое описание, отображаемое на странице вывода материалов категории, при условии включения данной функции.

Нет необходимости создавать раздел для каждого родительского пункта меню сайта, т. к. разделы в «Joomla!» созданы для каталогизации информации, а не для построения структуры меню. «Менеджер разделов» представлен на рис.3.

 

 

Рис. 3. Графический интерфейс менеджера разделов

В дальнейшем, возможно добавление, редактирование, удаление разделов и категорий. Но стоит помнить, что готовая, грамотно-спланированная информационная структура, способна сэкономить большое количество времени для разработчиков в будущем.

Для создания, редактирования и удаления категорий используется «Менеджер категорий», открывающийся при нажатии на кнопку «Категории» на панели управления, либо при использовании вкладки меню «Материалы» - «Категории».

Категории в «Joomla» создаются аналогично разделам - кнопкой «Новая» в верхней части интерфейса. Единственным отличием является наличие выпадающего списка «Раздел» на странице создания категории. Данный список помогает определить принадлежность каждой категории сайта к родительскому разделу.

После создания всех необходимых категорий нами решалась задача, какой информацией наполнять категории, а какую сделать статической страницей. Основной смысл использования разделов и категорий заключается в необходимости создания динамической, постоянно-обновляемой структуры организации и представления информации на сайте. В таком случае, сервер избавится от необходимости постоянно генерировать одинаковую страницу.

Кроме того, администраторы сайта лишаются необходимости создавать запутанную структуру из категорий, содержащих всего один или два материала.

При создании нового объекта содержимого нужно будет выбрать раздел и категорию, в который должен войти новый объект. Опции фильтрации на странице доступны справа под панелью инструментов. Опции фильтрации (по разделам, по категориям) наследуются при создании нового объекта содержимого.

Если необходимо поместить изображения в содержании, то нужно использовать специальную возможность вставки изображений. Для этого нужно нажать  кнопку "Вставить изображение" (кнопка расположена внизу слева окна HTML редактора), после этого в содержимое будет добавлен текст {mosimage}; при обработке этого текста для отображения система (Joomla) определит, что необходимо вставлять изображения, список которых размещен на вкладке "параметры изображений". Чтобы увидеть изображение в тексте, нажмите кнопку "Просмотр" на панели инструментов.

Значения многих параметров на вкладке "Параметры управления", можно задать по умолчанию, для того, чтобы использовались "глобальные настройки". Задать значения "глобальных настроек" можно в пункте меню "Глобальная конфигурация" меню "Сайт", во вкладке "Содержимое". Данные значения можно индивидуально изменить для каждого объекта содержимого.

На данной вкладке можно ввести описание объекта и ключевые слова.

Если использовать кнопку "Добавить (Раздел, Категория, Заголовок)", то будут добавлены в поле "Ключевые слова" названия раздела, категории и заголовок объекта.

После успешного добавления всего материала появляется возможность перейти к заключительной стадии создания информационной структуры сайта. В системе управления контентом «Joomla» нет прямой зависимости категорий, разделов и элементов меню. Администратор ресурса сам может определять, какие ссылки ему необходимо отображать в меню сайта.

Первым шагом организации вывода меню в «Joomla» является создание модуля, определение его позиции и свойств отображения на странице.

После первоначальной установки, в системе уже имеются стандартные модули меню «Главное меню», «Меню пользователя», «Другое меню», «Верхнее меню». В принципе, нет никакой разницы в том, как будет называться модуль меню, главное - чтобы в его настройках был установлен контейнер шаблона, располагающийся в необходимом месте.

Исходя из графического шаблона сайта «Экономического факультета ДГУ» на сайте следует использовать 3 меню - верхнее, левое и правое. Для настройки отображения левого меню (главное меню) откроем пункт «Модули» - «Модули сайта», далее выберем «Главное меню».

На появившейся странице конфигурации модуля необходимо уделить особое внимание параметрам:

  • - «Заголовок» - заголовок меню, выводимый на страницах сайта при включении функции «Показывать заголовок»;
  • - «Позиция» - название контейнера, выводящего модуль меню;
  • - «Порядок» - последовательность вывода модуля в контейнере шаблона оформления сайта (если выводится сразу несколько модулей в одном контейнере);
  • - «Уровень доступа» - позволяет определить группу пользователей, которым будет отображаться данный модуль меню (полезно для ограничения доступа к некоторым разделам сайта);
  • - «Публикация» - определяет, включено ли отображение меню на сайте;
  • - «Имя меню» - позволяет выбрать необходимое, для отображения в данном модуле, меню из общего списка;
  • - «Развернуть меню» - при древовидной структуре, позволяет развернуть все подпункты и показывать их вместе с основными пунктами меню.

Внешний вид конфигурации модуля представлен на рис.4. Базовая конфигурация модуля «Главное меню» уже поддерживает вывод вертикального меню из блока ссылок «mainmenu» для всех посетителей сайта, следовательно, для обычного отображения никаких изменений вносить не требуется.

 

Рис. 4. Конфигурация модуля в «Joomla!»

Все перечисленные выше параметры настраиваются и для любых блоков меню, в независимости от того, в какой части страницы они отображаются.

После завершения конфигурации модулей меню, следует перейти к заполнению блоков со ссылками, которые и будут выводиться на страницах сайта. Система управления контентом позволяет создавать ссылки на различные объекты сайта, в зависимости от потребности администратора. Фактически, тип выбранной ссылки определяет вид представления данных на странице.

Титульная страница (главная) сайта экономического факультета максимально информативно и в сжатом объёме отображает необходимую пользователю информацию о сайте. На главной странице необходимо поместить логотип факультета, основное меню сайта (для навигации по его структуре), форму аутентификации (входа зарегистрированных пользователей), регистрационную ссылку (регистрация новых клиентов), ленту новостей.

Административная часть включает в себя:

  • ­ информацию о новых пользователях,
  • ­ раздел настроек сайта,
  • ­ управление учётными записями пользователей и другие возможности.

Административная часть сайта экономического факультета ДГУ представлена в виде системы управления содержимым.

Главная страница сайта  экономического факультета ДГУ состоит из  4 частей. В верхней части расположено название факультета и логотип, эта часть не будет меняется при передвижении  по сайту. Здесь же расположиться верхнее меню, которое будет содержать следующие пункты: история, структура, ученный совет, контакты. В левой части расположено главное меню, содержащее в себе пункты: о факультете, кафедры, заочное отделение, научная работа, библиотека,  абитуриенту, студенту, расписание, система «Студенты», выпускники, форум,  фотогаллерея, контакты. В правой части страницы должна быть реализована возможность регистрации пользователей, поиск по сайту, а также последние новости.

Навигация по сайту разработана таким образом, чтобы посетитель легко и быстро мог передвигаться из одной страницы меню в другую, не возвращаясь на главную страницу.

При создании сайта были изучены и  рассмотрены программные пакеты по созданию Web-сайтов (Front Page 2000, NetObjects Fussion, Home Site, Macromedia Dreamweaver MX).

Были рассмотрены различные системы управления содержимым (CMS), обеспечивающие доступ к информации в сети Internet и удобное редактирование сайта. Из многообразия существующих в настоящее время CMS  для создания сайта экономического факультета ДГУ была выбрана наиболее оптимальная для работы с Web-приложениями - CMS Joomla, отвечающая всем требованиям разработчика.

Joomla - система управления содержанием, написанная на языке PHP и использующая в качестве хранилища содержания базу данных MySQL. Joomla является свободным программным обеспечением, защищённым лицензией GPL. Одной из главных особенностей Joomla является относительная простота управления при практически безграничных возможностях и гибкости при изготовлении сайтов.

Хорошо структурированный сайт позволяет быстро находить нужную страницу сайта и нужную информацию на ней. Структура сайта отражает логическую связь страниц сайта.

Рассмотрим структуру сайта экономического факультета ДГУ. На главной странице есть ссылки на второстепенные страницы. Такая структура называется иерархической. Если посмотреть файловую структуру, то она такая же: в корневой папке находится запускной файл (Index) и папки отдельных Интернет - проектов (cult, flash, history), а в этих папках находятся уже файлы отельных Интернет - страниц и другие вспомогательные папки (например - папка Pic, содержащая картинки для Интернет - страниц, или папка с Flash - проектами).

Разрабатывая сайт, нужно подумать о навигации или по - другому о системе ссылок, чтобы было удобно и быстро перемещаться по всему сайту. Очень важно, чтобы система работы ссылок была единой, то есть везде одинаковой (Например, на каждой главной странице отдельного проекта есть ссылка на главную страницу всего сайта. Если щелкнуть по любой ссылке с главной страницы, то мы попадем на страницу отдельного Интернет проекта, например на Интернет - проекты. На этой странице также есть ссылки на вложенные страницы Интернет - проектов. Структура сайта представлена на рис. 1.

Рассмотрим пункты меню нашего сайта.

«О факультете» - краткая характеристика факультета, фотографии декана и его заместителей.

«Кафедры» - перечисляются имеющиеся кафедры на факультете, информация по каждой кафедре - состав кафедры; дисциплины, преподаваемые на кафедре, публикации преподавателей и т.д.

«Заочное отделение» - расписание для студентов, обучающихся на заочной форме обучения, приказы, график учебного процесса, ресурсы в помощь, контакты.

«Научная работа» - размещены НИР кафедр, НИРС, объявления, публикации.

«Библиотека» - имеется доступ к Научной Библиотеке ДГУ.

«Абитуриенту» - размещены правила приема абитуриентов, бланк заявления на поступление, разъяснения приемной комиссии ДГУ, правила подачи апелляции по ЕГЭ.

«Студенту» -   имеется доступ к системе «Студенты»,  информация о социальной стипендии, образцы заявлений, а также расписание для студентов очной формы обучения

«Форум» - зарегистрированные пользователи могут общаться, оставлять свои комментарии на интересующие их темы.

«Контакты» - координаты факультета, контактные телефон, электронная почта.

«Регистрация пользователей» -  блок регистрации, позволяющий пользователям зарегистрироваться под определенным именем для участия в обсуждения тем в форуме и создания новых тем для дискуссий.

«Расписание» - для студентов очной формы обучения.

«Фотогаллерея» - фотографии с различных мероприятий факультета.

Сайт размещен на сервере ДГУ и введен в эксплуатацию с июня 2010 года.

Список использованных источников:

1. Беллиньясо М. Разработка WEB-приложений в среде ASP.NET 2.0: задача - проект - решение.: Пер. с англ.- М.:«Вильямс», 2007.- 640 с.

2. Павловская Т.А. C#. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. - СПб.: «Питер», 2009. - 432 с.
Просмотров работы: 40