Состояние и проблемы построения информационного общества в России - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Состояние и проблемы построения информационного общества в России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Начало информатизации в стране было положено принятием ряда документов и положений, среди которых особое место занимает Федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная на 2002-2010 гг.   

Хотя многие предусмотренные задачи не удалось реализовать, ФЦП "Электронной Россия" сыграла важную роль в продвижении страны на путь создания информационного общества.

Финансовый кризис заставил внести коррективы во все ранее принятые программы и проекты по информатизации. В частности, бюджет «Электронной России»  на 2009 г. был сокращен с 3,4 до 2,7 млрд. руб. На 2010 г. выделено около 3,1 млрд. руб. Сюда, в частности, входят расходы на НИОКР (437,15 млн. руб.), а также государственные капитальные вложения (2,5 млрд. руб.).

С учетом новых изменений, весь бюджет «Электронной России» на 2002 - 2010 гг. составит около 21,2 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет). Из них около 19,9 млрд. руб. выделено из федерального бюджета, около 1,3 млрд. руб. - из бюджетов субъектов федерации. Отметим, что первоначально запланирован объем финансирования в сумме 77,2 млрд. руб.

 В настоящее время признана программа информатизации «Информационное общество», рассчитанная на период до 2020г., на которую планируется израсходовать 375-400 млрд. руб.

Реализация программы «Информационное общество»  должна обеспечить к достижение конкретных результатов, таких как обеспечение широкополосным доступом в интернет 85% граждан (к 2020 г.), оцифровку75% музейных и библиотечных фондов (к 2015 г.), внедрение электронных госуслуг (к 2015 г.), повышение до 50% доли отечественных товаров и услуг на внутреннем ИКТ-рынке, рост до 2%  доли ИКТ в ВВП и пр.

Одной из важных направлений информатизации является создание «электронного правительства».

В 2007 г. была принята концепция формирования электронного правительства, рассчитанная на срок до 2010 г. Согласно плану, в 2008 г. должна была завершиться работа по подготовке и утверждению необходимых документов, следующие два года  должны были быть потрачены на практическое внедрение. В 2010 г. госструктуры должны были предоставлять населению десять наиболее востребованных услуг

Расходы на внедрение ИКТ в федеральных органах государственной власти ежегодно росли и в 2008 г. достигли 42 млрд. руб. В 2009 г. эти затраты в связи с кризисом несколько уменьшились и составили 37,5 млрд. руб. Расходы на ИКТ в федеральных и региональных органах государственной власти, а также в рамках различных ФЦП, в 2008-2009гг. составили 60-80 млрд. руб. в год.

Несмотря на значительные капитальные затраты на информатизацию, ситуация с формированием электронного правительства в стране на уровне всех ведомств - критическая. Уровень использования информационных технологий среди населения достаточно высок, темпы роста интернет-доступа в нашей стране являются одними из самых высоких в мире, развивается электронная коммерция, интернет-банкинг и другие сегменты информационного общества.

Российская Федерация по уровню готовности к электронному правительству в 2005 г. занимала 50-ое место, в 2008 г. уже только 60-ое место из 192 государств. Такое значительно ухудшение позиций России было связано с низкой величиной индекса развития государственных веб-сайтов. Статистика показывает низкий уровень внедрения полезных населению сервисов на госсайтах.

Так, только 59% из государственных web-сайтов приводит описание своих услуг, 52%  указывают места приема граждан и 25% - приемные часы. Разделы типа «интернет-приемная» имеются лишь на половине сайтов. Другой  пример, предоставляемые услуги ограничиваются возможностью скачивать бланки различных форм для заполнения- 51%,  и только 6% позволяет передать их затем в онлайн.

Одной из основных причин того, что ощутимых изменений в сфере автоматизации государственного управления до настоящего времени не произошло, по мнению советника президента-Леонида Реймана, является использование выделяемых  средств не по назначению. В результате большинство ведомств налаживают внутренние процессы и оптимизируют свою работу, но уровень выходных услуг остается низким.

Важной составляющей информационного общества является высокая информатизация образования. В настоящее время в 92% школ России созданы опытные зоны по использованию свободного программного обеспечения. Уже к 2011 г. в каждом регионе более 1/3 образовательных учреждений  на половине компьютеров должны использовать свободное программное обеспечение. Государство планирует продолжить финансирование в 2010-2011 гг. с тем «чтобы поставить распространение свободного программного обеспечения в равные условия с так называемым стандартным программным обеспечением» [4].

         Одной из проблем, связанной с информатизацией образования является использование ИТ в процессе обучения детей с ограниченными возможностями. К концу 2012 г. все дети, которые не могут посещать школу, должны получить возможность полноценной учебы. Финансирование этого проекта в 2009 г. составило 1 млрд. руб., а в 2010 - 2012 гг.- по 2,5 млрд. руб. ежегодно. На 1 января 2010 г. дистанционным обучением было охвачено 3900 таких детей, к 1 января 2011 г. их должно быть уже 8000, а к 1 января 2013 г. -30 000. К сказанному следует добавить, что к началу 2012 г. все российские школы должны перейти на электронные дневники. В настоящее времяих используют около 30% школ.

         Еще одним социально значимым направлением информатизации является здравоохранение. Возможности реализации концепции информатизации здравоохранения заложены в программе «Информационное общество». На  информатизацию медицины планируется израсходовать 24 млрд. руб. В частности, к 2012 г. во всех государственных лечебно-профилактических учреждениях появится электронная запись к врачу. На информатизацию аптек будет затрачено 14 млрд. Каждая аптека на информатизацию получит по 1,8 млн. руб.

Основными направлениями внедрения ИКТ в системе здравоохранения должны стать: создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам; развитие информационно-аналитических систем, портала главных специалистов и социальной сети медицинских работников, экспертных систем, развитие технологий персонального мониторинга здоровья.

Культура - еще одно из социально значимых сфер, которое требует перевода на компьютерную основу. Доля учреждений культуры, оснащенных компьютерами, в настоящее время не превышает 15%, а имеющих широкополосный доступ в интернет - 10%. Из 47 тыс. публичных библиотек только 9 тыс. (19%) имеют доступ во всемирную сеть. К концу 2011 г. их доля должна увеличиться до 22%.

В рамках работы по информатизации сферы культуры начато создание электронного каталога музейного фонда России. В базе данных находится 1 млн. наименований из 82 млн. Создается единая информационно-поисковая система документов архивного фонда РФ, в электронной базе данных к 2011г. должно быть 3% архивных дел из 750 млн. Формируется база данных памятников: в ней уже содержится описание 100 тыс. из 150 тыс. объектов литературы [5].

Через портал «Национальная библиотека» обеспечен доступ  в базу данных, в которой содержится более 75 тыс. изделий. В последующем в базу данных планируется включить около 100 тыс. наименований и обеспечить 90% запросов пользователей к этой базе данных. Начаты работы по формированию электронных сельских библиотек. В каждой из них планируется иметь около 10 тыс. книг классической литературы, интернет с оплаченным трафиком, два компьютера, принтер и копировальные устройства. К 2012 году должно быть 200 таких библиотек за счет средств федерального бюджета.

Важной частью программы создания электронного правительства является информатизация госструктур регионального уровня. К числу продвинутых регионов, в которых создаются компоненты «э правительства» относятся Республика Татарстан, Чувашия и Корелия. Так, в рамках реализации проекта «Электронное правительство Республики Татарстан» в единую информационную систему объединены около 8 тыс. бюджетных учреждений республики, полностью переведена на электронную форму подачи отчетности в органы федеральной налоговой службы

Определенная работа проводится и в Республике Дагестан: созданы и функционируют официальные сайты Президента и Правительства, сайты созданы и в ряде органов муниципальной и исполнительной власти республики; внедрен в эксплуатацию республиканский портал госзакупок. Республика Дагестан принимала участие в конкурсах по региональной информатизации, проводимых в рамках ФЦП «Электронная Россия», а по итогам конкурса  2007-2008 годов Республика Дагестан вошла в число победителей конкурса в сфере региональной информатизации; ведутся работы по реализации проекта Единой информационно-коммуникационной среды (ЕИКС). Объединены в единую сеть несколько сот персональных ЭВМ, расположенных в ряде органов исполнительной власти республики.

Правительством Республики Дагестан и группой компаний принято решение об участии в совместном  проекте по прокладке оптико-волоконного кабеля из Махачкалы в города и районные центры республики. В результате реализации данного совместного проекта в республиканскую собственность были переданы две оптоволоконные линии.

В 2010 г. по инициативе правительства республики проведен «Первый ИТ-форум», в котором приняли  активное участие государственная власть,  ИТ-бизнес и вузы. В рамках форума были проведены научно-практическая конференция, выставка ИТ-продуктов региональных ИТ -фирм и вузов.

 

Литература

1. Измерение информационного общества, 2010 год. Отчет МСЭ. http://www.un.org/ru/ecosoc/itu/idi.shtml...

2. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий http://vatanym.ru/?an=vs310_mwrld3

3. Коротков А. Индекс готовности регионов России к информационному обществу: как сделать его инструментом управления развитием. http://www.iis.ru/events/ist2008/doc/korotkov.pdf

4. Рудычева Н. «Электронная Россия» спасет ИТ-индустрию. www.cnews.ru

5. «Электронное правительство 2.0» в действии. www.iemag.ru

Просмотров работы: 20