Одной из развитых сфер ИКТ рынка является дистрибуция. Дистрибьютор (англ. distributor - распространитель) - фирма, осуществляющая оптовую закупку, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий мелкооптовую или крупнооптовую закупку определённых товаров у крупных промышленных фирм-производителей с целью последующего сбыта этих товаров реселлерам или дилерам на региональных рынках. Основной задачей дистрибьютора является реализация продукции через свои каналы и организация устойчивого и развивающегося сбыта.
Дистрибьюторы выполняют три основные функции: планирование складов и поддержание на них достаточного ассортимента; развитие и расширение каналов сбыта; продвижение продуктовой линейки.
В качестве дистрибьюторов в России западные вендоры выбирают компании с хорошей историей, налаженным каналом и управляемыми продажами, а также не имеющих проблем «легального характера», т. е. на таможне и в налоговых органах.
Дистрибьюторский рынок зародился еще в Советском Союзе в период перестройки, хотя слова «рынок» и «дистрибуция» тогда почти употреблялись. Доставкой и продажей компьютеров занимались кооперативы. В начале 90-х годов 20 века дистрибьюторские компании появились в России. В настоящее время они получили широкое развитие.
По данным журнала «PC Week/RE» отечественный ИТ-рынок развивался высокими темпами, и уже к 1996-1997 гг. он стал достаточно зрелым. Дистрибуция прошла определенный эволюционный путь: компании определились со стратегией, политикой, позиционированием на рынке. Появилось деление на широкопрофильных и нишевых игроков: одни фирмы занимаются поставкой компьютеров и комплектующих, другие специализируются на программных продуктах, третьи - на сбыте телекоммуникационных систем и сетевых устройств, четвертые - на периферийном оборудовании. Появились дистрибьюторы для розницы и дистрибьюторы для интеграторов.
Первым серьезным испытанием на жизнеспособность дистрибуции стал кризис 1998 года. В IV квартале этого года объемы продаж дистрибьюторов по сравнению с предыдущим кварталом в зависимости от сегмента упали на 25-70%. В сравнении с вендорами и системными интеграторами дистрибьюторы оказались в более тяжелом положении.
В 2001 году экономика начала восстанавливаться от кризиса 1998г. За период с 1998 по 2001 гг. исчезло первое поколение дистрибьюторов-интеграторов, а в лидеры вышли те, кто занимался только дистрибуцией. Бизнес перешел в более зрелую стадию, где всё определялось умением эффективно планировать, управлять и извлекать прибыль. Дистрибьюторский бизнес доказал свою самодостаточность.
Основные риски и угрозы, с которыми в условиях кризиса сталкнулись дистрибьюторы, сводятся к следующим:
В таблице 1 приведены объем реализации продукции (услуг) десятью лидерами ИКТ-рынка России в разрезе секторов рынка в 2009г., а также прирост объема реализации по сравнению с 2008г. Напомним, что 2009г. был годом мирового экономического кризиса.
Как видно из таблицы лишь две компании из десяти производителей оборудования на рынке ИКТ имели прирост (НИП «Информзащита» с приростом 8,6% и РАМЭК-ВС с приростом 6,0%) У восьми остальных темпы роста снизились, в т.ч. у двух компаний более чем на 50% (НЭТА - 57,6% и «Стинс Коман» - 53,1. Эти две компании являются самыми малыми среди десяти рассматриваемых).
Из десяти компаний-разработчиков программного обеспечения объем реализации снизился в 2009г. по сравнению с 2008г. у четырех предприятий. При этом у трех компаний уменьшение составило менее 10%, а у одной (Армада) почти 12%.
Из десяти компаний по оказанию услуг в области телекоммуникаций лишь две смогли обеспечить рост: на 20% Ниеншан и на 200% R-Style.
Темпы увеличили три компании (из 10) по дистрибуции и четыре компании (из 10) поставщиков оборудования и программного обеспечения.
Таблица 1
Объем реализации продукции и услуг лидерами различных секторах российского ИКТ рынка, занимающими с 1-го по 10-е места, по данным за 2009 г.
|
Объем реализации, млн.руб. |
Уд.вес, % |
Прирост к 2008 г. |
|
Производство оборудования |
|
|
||
СИТРОНИКС |
6627,2 |
55,0 |
-11,2 |
|
1269,0 |
10,5 |
-40,7 |
||
940,8 |
7,8 |
-5,5 |
||
883,7 |
7,3 |
6,0 |
||
707,4 |
5,9 |
нет данных |
||
573,2 |
4,8 |
нет данных |
||
528,5 |
4,4 |
-8,7 |
||
251,4 |
2,1 |
18,6 |
||
197,5 |
1,6 |
-57,6 |
||
|
Продолж.таблицы 1 |
|||
62,6 |
0,5 |
-53,1 |
||
Итого |
12041,3 |
100,0 |
-13,0 |
|
Разработка ПО |
|
|
|
|
2703,2 |
24,8 |
11,1 |
||
1334,6 |
12,3 |
7,2 |
||
1269,8 |
11,7 |
7,2 |
||
1215,8 |
11,2 |
2,4 |
||
938,0 |
8,6 |
-41,8 |
||
925,7 |
8,5 |
-7,6 |
||
703,9 |
6,5 |
-9,4 |
||
633,0 |
5,8 |
12,5 |
||
587,5 |
5,4 |
-4,5 |
||
580,7 |
5,3 |
- |
||
Итого |
10892,2 |
100,0 |
0,4 |
|
Услуги телекоммуникаций |
|
|
||
18354,9 |
71,4 |
-7,7 |
||
2095,9 |
8,2 |
20,4 |
||
1302,1 |
5,1 |
-0,4 |
||
1137,5 |
4,4 |
199,7 |
||
875,5 |
3,4 |
-5,5 |
||
522,8 |
2,0 |
нет данных |
||
495,9 |
1,9 |
-25,5 |
||
444,8 |
1,7 |
нет данных |
||
342,3 |
1,3 |
-1,4 |
||
127,8 |
0,5 |
-10,1 |
||
Итого |
25699,5 |
100,0 |
4,4 |
|
Дистрибуция |
||||
12921,7 |
37,5 |
-23,0 |
||
8367,1 |
24,3 |
-8,0 |
||
5917,7 |
17,2 |
-21,0 |
||
1794,9 |
5,2 |
-11,0 |
||
1651,4 |
4,8 |
-38,0 |
||
1075,0 |
3,1 |
-27,0 |
||
1030,1 |
3,0 |
27,0 |
||
676,4 |
2,0 |
-57,0 |
||
649,9 |
1,9 |
1,0 |
||
410,5 |
1,2 |
20,0 |
||
Итого |
34494,7 |
100,0 |
-17,7 |
|
Продолжение таблицы 1
Поставка оборудования и ПО |
|
|
|
ТЕХНОСЕРВ |
11890,9 |
20,8 |
-42,3 |
8492,7 |
14,9 |
-12,4 |
|
6564,8 |
11,5 |
0,5 |
|
5790,3 |
10,1 |
-37,4 |
|
5360,0 |
9,4 |
-11,9 |
|
4899,0 |
8,6 |
4,2 |
|
4168,0 |
7,3 |
4,8 |
|
3521,8 |
6,2 |
-5,5 |
|
3440,0 |
6,0 |
-50,5 |
|
3038,0 |
5,3 |
6,0 |
|
Итого |
57165,5 |
100,0 |
-18,8 |
ИТ-услуги |
|
|
|
11099,3 |
15,1 |
2,8 |
|
10488,7 |
14,3 |
17,7 |
|
9937,5 |
13,6 |
16,9 |
|
7617,2 |
10,4 |
2,7 |
|
7220,2 |
9,8 |
-58,5 |
|
7017,1 |
9,6 |
8,5 |
|
5425,1 |
7,4 |
-4,2 |
|
5368,3 |
7,3 |
-15,8 |
|
5090,7 |
6,9 |
6,6 |
|
4045,1 |
5,5 |
-12,4 |
|
Итого |
73309,2 |
100,0 |
-1,2 |
Как видно из таблицы 1, часть компаний представлены на нескольких секторах ИКТ-рынка: R-Style на пяти (из шести), СИТРОНИКС, Ланит, Крок, Ай-Теко и Техносервис - каждый на трех, еще десять компаний - на двух. Всего в таблице представлено 36 компаний.
Суммарный объем реализации продукции и услуг ИКТ-рынка в разрезе секторов рынка по 36 компаниям из таблицы 1, min, max и средние объемы реализации, а также удельный каждого сектора рынка характеризуют данные таблицы 2.
Как видно из этой таблицы, более 61% объема реализации приходится на два сектора ИКТ-рынка: «Поставку оборудования и ПО» (26,8%) и «ИТ-услуги» (34,3). Наименьший удельный вес занимают сектора «Разработка ПО» и «Производство оборудования» (10% в сумме). На сектор «Дистрибуция» приходится 16,2% объема реализации. Средний размер дистрибьюторской компании по объему реализации составляет около 3,5 млрд. руб. По размеру они занимают 3-е место, уступая компаниям по поставке оборудования и ПО и компании по оказанию ИТ-услуг.
Таблица 2
Объем реализации продукции и услуг лидерами российского ИКТ рынка, занимаюшими с 1-го по 10-е места, по данным за 2009 г. разрезе секторов рынка
|
Объем реализации, млн.руб. |
Уд.вес, % |
min |
max |
Сред. |
Производство оборудования |
12041,3 |
5,64 |
62,6 |
6627,2 |
1204,1 |
Разработка ПО |
10892,2 |
5,10 |
580,7 |
2703,2 |
1089,2 |
Услуги телекоммуникаций |
25699,5 |
12,03 |
127,8 |
18354,9 |
2570,0 |
Дистрибуция |
34494,7 |
16,15 |
410,5 |
12921,7 |
3449,5 |
Поставка оборудования и ПО |
57165,5 |
26,76 |
3038,0 |
11890,9 |
5716,6 |
ИТ-услуги |
73309,2 |
34,32 |
4045,1 |
11099,3 |
7330,9 |
Итого |
213602,4 |
100,00 |
62,6 |
18354,9 |
2136,0 |
От кризиса дистрибьюторские компании пострадали больше, чем другие секторы ИКТ-рынка. «Марвел-Дистрибуция» - один из известных отечественных дистрибьюторов. По итогам 2009 года объем бизнеса этой компании сократился на 26% по сравнению с 2008 годом. При этом, несмотря на уменьшение объема продаж департаментов «Сети и телекоммуникации» и «Комплектующие, цифровое и периферийное оборудование, мобильные средства коммуникации» на 40% и 36% соответственно, продажи двух других департаментов «Ноутбуки, ПК и серверы» и «Аудио/Видео» выросли на 4 и 72% соответственно.
Динамика продаж компании «Марвел-Дистрибуция» представлена на рис. 1.
-27% |
+35% |
Рис.1. Динамика продаж компании "Марвел-Дистрибуция" (в долл.)
В период кризиса, учитывая неизбежное резкое сокращение объема поставок, дистрибьюторам вынуждены были планировать и сокращение своих издержек - складских площадей, кадровых ресурсов, маркетинговых расходов и др., чтобы пережить этот трудный период. Некоторые дистрибьюторы при планировании исходят из нескольких сценариев развития ситуации - делят дистрибьюторский портфель на три основных сегмента: компьютеры и системы, ПО и телекоммуникации.
Общие тенденции в сфере дистрибьюторского бизнеса, выявленные в ходе опроса «Лучшие ИТ-дистрибьюторы 2009» можно свести к следующим:
Победителями рейтинга «Лучший ИТ-дистрибьютор - 2009» стали :
Литература
1. Белова C. Who is Mr «Дистрибьютор» // CRN/RE №5 (43), 23 ноября 2007 года http://www.crn.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=17165
2. Геращенко К. «Товарный экспресс» ИТ-рынка
http://2010.pcweek.ru/expert-10.php
3. Дистрибьютор http://ru.wikipedia.org/wiki/...
4.«Лучшие ИТ-дистрибьюторы 2009». PCMagazine/RussianEdition http://www.pcmag.ru/news/detail.php?ID=37628
5. О компании Marvel http://www.marvel.ru/about/
6. «Обратная сторона» дистрибуции// CRN/RE №5 (43), 2007. http://www.crn.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=17166
7. Плитман А. Дистрибьюторы и кризис // CRN/RE №2 (317), 13 февраля 2009 года http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=25363