Острые отравления уксусной кислотой занимают первое место среди отравлений прижигающими ядами в России. Она часто является причиной как случайных, так и суицидальных отравлений с высокой летальностью.
Ряд исследователей сообщают, что отравления сопровождаются стресс-реакцией, но практически не изучена ее роль в клинической картине отравлений. Также мало изучено влияние стресса, предшествующего отравлению на глубину морфофункциональных нарушений в органах и тканях. Между тем, стресс может оказывать выраженное неспецифическое повреждающее влияние на внутренние органы, являясь одним из звеньев патогенеза различных заболеваний. Поэтому, цель данного исследования состояла в изучении роли стресса в патогенезе отравления уксусной кислотой и возникающих морфофункциональных изменениях в некоторых паренхиматозных органах.
В соответствии с поставленной целью решали следующие ЗАДАЧИ:
Экспериментальное исследование проведено на 320 беспородных крысах самцах, разделенных на 6 групп:
1 группа - интактные животные.
2 группа и 3 группы - модели острого и хронического стресса
4, 5, 6 группы - отравление уксусной кислотой, без предшествующего отравлению стрессирования, в стадию тревоги стресс-реакции и в стадию истощения стресс-реакции
Для реализации задач использовали гистологические, гистохимические, морфометрические, а также клинические, биохимические лабораторные и статистические методы исследования Гистохимические методы: окраска пикрофуксином по методу Ван Гизон., импрегнация азотнокислым серебром по методу Бильшовского в модификации Юриной, метод Гомори, метод Тимана и Шмельцера.
Морфометрически: изучали качественные и количественные изменения клеток и тканей органов, объемные соотношения структурных элементов, интенсивность лейкоцитарной инфильтрации.
Определяли: 1. Количество эозинофилов в крови. 2. Содержание кортикостерона. 3. пролактина. 4. концентрацию свободного гемоглобина. 5. содержание гидроперекисей липидов и малонового диальдегида в гомогенатах органов и крови.
Полученные результаты были обработаны современными методами с использованием программы статистика 6. Различия показателей, по сравнению с контролем и между группами определялись методом вариационной статистики с использованием критерия Стъюдента и Х2 (Гланц С.; 1999, Петри А., Сэбин К.; 2009)
Исследование показало, что у животных, в ответ на однократное стрессирование иммобилизацией, стадия тревоги соответствует 1-2 суткам эксперимента, а стадия резистентности наступает с 3 суток и фактически соответствует общепризнанным моделям стресса.
В условиях длительного и интенсивного стрессорного воздействия изменение уровней гормонов и динамика колебаний числа эозинофилов в крови показали, что стадия тревоги пролонгируется до 7 суток, с последующим переходом в стадию истощения.
Изменение уровня гормонов при стрессе показало, что наиболее информативными являются содержание пролактина и ГПЛ в крови экспериментальных животных.
Соотношение содержания пролактина и ГПЛ при остром стрессе показало, что на 1-е сутки отмечается увеличение уровня ГПЛ при снижении пролактина в крови. На 7 сутки выявлено быстрое снижение содержания гормона и более медленное уменьшение ГПЛ крови, что указывает на сохранение альтеративных процессов, несмотря на нормализацию гормонов.
При хр. стрессе на 5 сутки отмечается снижение содержания пролактина сопровождающееся увеличением количества ГПЛ, что характеризует нарастание альтеративных процессов в органах и тканях.
Установлено, что при остром стрессе в течение 1-3 суток деструктивные процессы в исследуемых органах нарастают, значительно превышая показатели контрольной группы, снижаясь к 14 суткам. При хроническом стрессе альтерация органов к 14 суткам значительно превышает как показатели нормы, так и соответствующие значения 2 группы.
Несмотря на нормализацию показателей гормонов, эозинофилов и продуктов ПОЛ, в крови животных, восстановления структуры исследуемых органов при остром стрессе к окончанию сроков эксперимента не отмечается, а при хроническом стрессе альтеративные процессы нарастают.
Отравление уксусной кислотой без предварительного стрессирования животных показало, что изменение уровней гормонов соответствуют общим закономерностям развития стресс-реакции, но отмечается второй пик эозинофилии на 5 сутки, обусловленный специфической альтерацией органов.
При отравлении без предварительного стрессирования животных уровень пролактина и ГПЛ имеет синхронное повышение и снижение показателей относительно сроков исследования. К 14 суткам, несмотря на нормализацию уровня гормонов, содержание ГПЛ еще остается выше нормы, что указывает на сохранение очагов поражения в органах.
При отравлении на фоне острого стресса повышается уровень пролактина, также как во 2-й серии, но его увеличение смещается на 5 сутки с момента отравления, и снижается на 9-10. К 14 суткам уровень гормонов и ГПЛ в крови незначительно отличаются от показателей 2 серии.
Количество эозинофилов имеет два пика, но второй пик смещается с 5 на 10 сутки.
При отравлении на фоне хронического стресса отмечается незначительный подъем уровней гормонов в первые сутки после отравления с последующим снижением до 14 суток.
Несмотря на незначительное повышение пролактина в крови, в 1-е сутки уровень ГПЛ превосходит значения 4 и 5 серии более чем на 30%, и остается высоким практически до 14 суток, несмотря на его снижение уже с 3-х суток исследования, что подтверждается изменениями в структуре исследуемых органов.
Тяжесть поражения внутренних органов наглядно отражает кривая уровня гидроперекисей липидов крови в исследуемых сериях животных.
Токсическая и токсическо-стрессорная альтерация органов характеризуется увеличением деструктивных и снижением репаративных процессов.
В почках у животных 4 серии развивается гемоглобинурийный нефроз и, с 1 по 7 сутки отмечается выраженное полнокровие органа и очаги кровоизлияний, нарастает лейкоцитарная инфильтрация. С 5 суток вакуольная дистрофия канальцевого нефротелия, очаги некроза и поражение канальцев уменьшаются. Затем отмечается восстановление почечной паренхимы, но к окончанию сроков исследования еще сохраняются очаги дистрофии и лейкоцитарная инфильтрация.
5 серия - деструктивные нарушения сохраняются до конца исследования. Это указывает на то, что в стадию тревоги, стрессорная альтерация усиливается за счет наложения токсического компонента. В стадию резистентности репаративные процессы протекают активнее, чем в 4 серии.
6 серия - значительное увеличение деструктивных процессов, превышающих значения 4 и 5 серий, что также сопровождается адекватным изменением содержания продуктов ПОЛ.
В легких: неспецифическая токсическая и токсическо-стрессорная альтерация проявляется снижением объемной доли альвеол и увеличением внутриальвеолярного экссудата, наиболее выраженной в 6 серии эксперимента.
В селезенке: во всех сериях с отравлением отмечается снижение объемной доли белой пульпы, но при отравлении в стадию истощения стресс-реакции выявлено более стойкое и значительное угнетение лимфопоэза и повышение продуктов ПОЛ.
Отмечается увеличение полнокровия органа, с возникновением очагов кровоизлияния в паренхиму, появление очагов некроза с лейкоцитарной инфильтрацией.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1.Морфофункциональное состояние паренхиматозных органов (легкие, селезенка и почки) в период, предшествующий острому отравлению уксусной кислотой зависит от вида стресса, предшествующего отравлению.
2.Тяжесть повреждения паренхиматозных органов экспериментальных животных в моделях отравлений одинаковой дозой уксусной кислоты зависит от характера стресса, предшествующего отравлению.
3.Изменения уровней гормонов, продуктов ПОЛ, количества эозинофилов в крови животных при отравлении уксусной кислотой соответствуют времени перехода стадий стресс-реакции и могут служить критерием оценки тяжести патологического процесса.
4.Отравление с предшествующим хроническим стрессом и сочетанным с ним с момента поступления в организм токсиканта - токсическим стрессом, сопровождается значительным разрушением структур органов вследствие вторичной альтерации, продолжающейся на фоне стадии истощения и стойкого угнетения компенсаторных механизмов.