РОЛЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

РОЛЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начале XX века замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский открыли иг­рушку как самобытную область русского народного ис­кусства. Тогда же были собраны первые ее коллекции, написаны о ней первые книги, ставшие сегодня библиогра­фической редкостью. С тех пор игрушка получила право называться произведением искусства. В наши дни художе­ственная роль народной игрушки выступает еще значи­тельней, интерес к ней становится все более широким. Игрушки эти и сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность.      Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение. В своих трудах искусствовед - исследователь народного творчества Н. Дайн рассматривает историю развития и роль народной игрушки в воспитании детей, где большое внимание уделяет ее роли в синтезе народного творчества.

Наиболее распространенной игрушкой была тряпичная кукла. По сведениям информаторов, тряпичные куклы имелись в каждой семье, где были дети. С одинаковым успехом в куклы играли девочки и маленькие мальчики. Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи, хотя очень часто их готовили и сами дети. Это были наиболее простые и непритязательные образцы, резко отличавшиеся по качеству изготовления  и отделки кукол,  сделанных руками взрослых. Самодельные куклы представляли собой небольшие стилизованные человекообразные фигурки.

 В куклы играли дети, но ими окружали себя и взрослые. Такой интерес к куклам предполагает давнюю историю существования этого предмета традиционного быта. Материалы археологических раскопок ярко подтверждают данный тезис, детская игрушка на протяжении сотен лет сопутствует нашим предкам. Этнографические наблюдения свидетельствуют о том, что человек общается с куклой гораздо чаше, чем это может показаться. Взаимосвязь человека с куклой продолжается от его рождения до самой смерти, активно участвуя при всем этом в семейной и общественной жизни.

Такая связь, на наш взгляд, и явилась причиной того, что на куклу не обращают особого внимания, считая; ее обычной, ординарной вещью. Вероятно, подобная точка зрения послужила тем негативным фактором, из-за которого  кукла не привлекала специального внимания исследователей.

Между тем народная кукла как немой, неподвижный мир условных знаковых систем всего живого является очень важным историко-этнографическим источником, позволяющим нам глубже увидеть и всесторонне понять историческое прошлое нашего народа. Уместно будет вспомнить о том, что игрушка полный и глубокий художественный символ примитивного жизнеокружения. Она яркий и вещественный синтетический результат творческого оформления примитивной психической деятельностью, как своих внутренних переживаний, так и впечатлений внешних в их органической неразрывной художественной связи между собой. Собирая и восстанавливая знания о народной кукле, мы хотим сами понять и почувствовать, что заложено и сохранено предками для нас в этих кукольных образах.

Ценные сведения о типологии и специфике образов народной куклы в начале ХХ столетия оставили нам исследователи детских игр и игрушек. Среди них особого внимания заслуживают работы Е.А.Аркина, Е.М.Пещеровой, В.Харузиной, В.Г.Богораза. Благодаря их материалам об играх и игрушках, музейным коллекциям игрушек народов Средней Азии, Сибири, которые в основном сконцентрированы в Российском этнографическом музее и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого, современные этнографы получили богатейший материал для монографических и сравнительных исследований. Не менее  ценными для исследователей являются экспонаты Загорского музея игрушки. Древний подмосковный город издавна славится мастерами по их изготовлению. Единственный в стране музей игрушки был основан в Москве Музейным отделом Наркомпроса в 1918 году. Среди множества экспонатов ( а их в музее более 30 тысяч) чрезвычайный интерес представляют и тряпичные куклы, преимущественно русские. Образцы детских игрушек, в том числе и кукол различных народов, культовые изображения человеческих фигур имеются также в фондах региональных музеев, но, как правило, это немногочисленные, а винных случаях единичные экземпляры. Это относится и к Уфимским музеям. К сожалению, в 1920-1960 годы детская тематика разрабатывалась этнографами очень незначительно. Многие талантливые ученые в этот период лишились работы, возможности публиковаться или были репрессированы, а тематика, связанная с народными обычаями, ритуалами, суевериями и т.д., стала запретной и была исключена из научного обихода. Подобные явления повлекли за собой общее снижение масштабов и сужение тем этнографических исследований в стране в советские года.

Вторая половина XX столетия внесла в образ народной куклы большие коррективы. Перетерпев влияние поздних культур и вобрав в себя элементы как игровые, так и ритуальные, кукла становилась все более натуралистичной. Она стремительно менялась в новом социокультурном пространстве под воздействием городской, светской культуры и различных течений моды и стилей. Сегодня тряпичная кукла - прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое, сформировавшегося на определенном этапе и подвергшееся в дальнейшем весьма существенным изменениям. На материале куклы исследователи традиционной культуры имеют возможность проследить на доступном этапе процесс превращения, перерастания этнографического субстрата в разнообразные художественные обобщения.

 Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.

         Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Важна еще одна особенность в строении традиционной куклы. Конструктивная основа - это доминанта вертикали. Какая бы ни была внешняя оболочка, сердцевина одна - стремление вверх. Так в конструкции подобия человека (куклы) отражена суть человеческой жизни - духовное развитие.

Народная кукла отличалась большими возмож­ностями, побуждающими ребенка к активной игре. Она служила импульсом к действию, требовала от ребенка живого участия. Другое содержание приобрела и ее воспитательная роль, расширилась познавательная и образовательная функция.   По­явилась потребность в игрушках усложненных, многооб­разных, которые были бы достаточно информативны и по содержанию и по форме, могли бы быть в какой-то степени средством обучения. Эти главные функции ку­старно-промысловой игрушки развлекательная, эстети­ческая и образовательная решительно влияли на ее художественно-образное содержание.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя "лоскутная история".

         Конечно, основное назначение кукол это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как: средство для изучения традиционного семейного уклада, средство для изучения народного костюма, средство для изучения годового цикла народных праздников.

         Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен большой потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное творчество обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.

Основываясь на  анализе изученной литературы  можно определить, что изучение игрушки занимает важное место в воспитании детей. Она является средством воспитания, способствует развитию творческой личности в процессе ее теоретического и практического изучения на занятиях народного творчества: керамики, народной живописи, фольклора, устного народного творчества (мифологии). Таким образом, из всего выше сказанного можно подвести итог, что занятия конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.

Просмотров работы: 29