ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДОВ-ЗАВОДОВ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛ ЮЖНОГО УРАЛА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДОВ-ЗАВОДОВ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛ ЮЖНОГО УРАЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из характерных тенденций в развитии современного образования является его регионализация. Разрабатываются новые технологии моделирования регионального компонента, в основу которых положено этнокультурное образование.

Характерной особенностью культурного освоения территории любого региона,  является постепенное формирование общего и особенного нравственно-психологического климата,  приспособление к природно-климатическим и ландшафтным условиям, постепенная трудовая специализация населения.

         Необходимо выделить наиболее значимые для образовательного процесса и художественной деятельности параметры, как образ жизни, интересы и представления определенной социально-территориальной общности. При рассмотрении региона как социальной системы следует учитывать, что его приоритетным системообразующим фактором является культура, обладающая специфическими национальными особенностями. В свою очередь региональная система образования представляет собой совокупность организационных структур, находящихся на определенной территории и включенных в социально-экономическую систему региона, и обеспечивает полноту и непрерывность образования учащихся, проживающих на данной территории. Создание регионально-образовательной системы призвано повысить культурно-образовательный уровень личности ребенка с опорой на его духовное наследие,  ментальность различных национальных слоев и разнообразный уклад жизни.

         Выделение регионального компонента в этнохудожественном образовании имеет целью глубокое всестороннее изучение  культуры родного края. Региональный подход к образованию стимулирует создание локальных программ для предметов художественного цикла в конкретных малых населенных пунктах. Содержание образовательной программы при этом обогащается краеведческим культурологическим материалом, но освоение его происходит в контексте общеисторического и общекультурного развития  народов Урала.

В последние годы заметно возрос интерес к истории  развития культуры, которыми богат Южный Урал.

У каждого региона России большого или малого, есть свои национальные святыни, произведения  архитектурной ценности. В лучших творениях зодчих народ утверждает свое и государственное самосознание, выражает самого себя, осознает свое место и роль в историческом процессе. И эти региональные произведения становятся достойным вкладом народа в сокровищницу мировой общечеловеческой культуры.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край. Важно показать, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В последние годы заметно возрос интерес к истории  развития культуры, которыми богаты города-заводы Южного Урала. Так изначально называли поселения при заводах. Города - заводы располагаются в горнозаводском крае - значительной часть Челябинской области,  территория которого протянулась на рубеже двух частей света - Европы и Азии.

Особенностью  городов-заводов Южного Урала является сохранение крупной промышленной территории в центре города. Если в целом в городах России заводы находились на периферии и не влияли на композиционные и стилистические особенности центра, то в городах-заводах промышленная территория продолжала активно определять облик центральной части поселения.

  Центром поселения являлась территория самого завода и предзаводская площадь с усадьбой владельца. Селитьба веером сходится к заводу. В ее массиве намечается три основных композиционных оси, которые также ориентированы на заводскую территорию. В планировке жилых массивов отсутствует регулярность, что объясняется особенностями рельефа:

Природным элементом являлся заводской пруд, активно включенный в объемно-пространственную композицию города. Другая активная доминанта городского пространства - завод.

Изучение особенности строительства городов Южного Урала позволяет лучше познать историю формирования стилевых особенностей архитектуры, вычленить наиболее значимые  архитектурные памятники. На Южном Урале находится много интересных объектов,  которые необходимо знать каждому  человеку, живущему в данном районе.  Это:

Белый дом в Кыштыме (1775)  единственный сохранившийся на Южном Урале  дворцовый комплекс. Владелец постройки, помещик Демидов.

Уйский собор в Троицке (1754). Это одна из самых старых построек, визитная карточка города. Собор возведен в  году по проекту столичного архитектора Пьетро Антонио Трезини.

Ротондальные церкви.  Постройки такого типа встречаются в России очень редко. На Урале их было четыре: одна в Перми и три в Челябинской области. Возможно, здания проектировались в мастерской знаменитого московского архитектора Матвея Казакова. До наших дней дошли только церкви в Миньяре и Илеке. Миньярская церковь является памятником федерального значения.

Церковь в Катав-Ивановске с двумя колокольнями.
Это самая необычная постройка: как правило, с двумя колокольнями строились не православные храмы, а католические костелы. Жители города полагают, что их церковь похожа на ту, что расположена в польском городе Люблине. Однако студенты В. Оленькова отыскали в Риме костел, который практически не отличить от Катав-Ивановского храма.

Самая знаменитая - Игнатьевская пещера, которая входит в пятерку мировых памятников наряду с Альтамирой (Франция) и Паско (Италия).

Особенности уральских городов, сформировавшихся в недрах горнозаводской культуры, определялись значительностью роли творческой индивидуальности, важностью, которую приобретал поиск собственных выразительных средств и художественной новизны, взаимодействием с технологиями промышленного производства, особенностями социального бытования, как самих производителей, так и потребителей их продукции, среди которых были люди разных слоёв общества.

Произведения уральского промышленного искусства при всём разнообразии характера и форм бытования промыслов отличает тесная связь с бытом, с практическими потребностями самой жизни. Однако при этом отсутствует узкоутилитарное отношение к создаваемым вещам. Такой тип отношений характерен для традиционной народной культуры, которая в силу своего синкретизма не знает внеэстетического отношения к действительности. Смысл и основное содержание этого искусства не сводятся лишь к производству красивых предметов. Процесс изготовления любого предмета в этой культуре выступает в качестве не только практического, но и духовного освоения окружающего мира.

Каслинское и Кусинское литьё, Златоустовская гравюра на стали, камнерезное и ювелирное искусство - можно сказать, что их значение стоит в одном ряду со значением края как исторически сложившегося металлургического центра.

Златоуст - крупнейший промышленный и деловой центр Южного Урала. Златоусту присвоен статус исторического центра народных и художественных промыслов. В городе большое количество граверных мастерских. Шедевры именитых мастеров оружейного дела  хранятся во многих музеях мира.

Во второй половине XIX в. художественное чугунное литье проникает в богатые особняки и усадьбы, становится частью интерьеров. В связи с повышенным спросом, производство чугунных отливок - кабинетных вещей и скульптур - налаживалось на всех уральских заводах, но высокого художественного уровня сумел достичь  Каслинский завод. Успеху способствовали два главных обстоятельства: талант литейщиков и прекрасное качество металла.

Кусинская земля - это родина талантливых и искусных мастеров. Здешнее художественное литье из чугуна известно во всем мире, частные предприятия изготавливают различные изделия из природного камня: панно, вазы, шкатулки, которые отличаются ажурностью и филигранностью.

Крестьянские традиции во многом определяли труд рабочих и мастеровых, где творчество кустарей-одиночек соседствовало с промышленным производством, где главным материалом были железо и камень, где связь с духом традиций не отвергала, а предполагала постоянный широкий поиск, где создавались произведения, украшавшие столичные дворцы и крестьянские избы, купеческие особняки и рабочий быт.

Возрождение  и сохранение исторических памятников своей малой Родины -  вот задача поколения нашего времени. Большая роль в решении ее принадлежит образовательным учреждениям нашего  региона.

Эта тема является актуальной в наше время, так как в результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся и студенческой молодежи формируется сознательное отношение к  проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры, бережное отношение к окружающей среде, развивается творческий подход к оценке культуры прошлого. 

Обращение к местной истории культуры, ее изучение и  сбережение - одно из необходимых условий выживания общества и сохранения российского государства на региональном уровне.

Мы живем в очень интересное время - в эпоху великих преобразований, эпоху построения обществом будущего. Но, строя будущее, человек не должен забывать прошлое. Только через познание его ценнейшего наследия можно из настоящего перекинуть мост в будущее. И таким мостом, соединяющим прошлое, настоящее и  будущее, в некотором смысле становится музей, ведь именно он является хранителем истории, развития города и именно с него мы начнем совершать свою экскурсию.

Список литературы

1. Мочалова М. П. На полуденную сторону. О народных традициях в Южно-Уральском зодчестве. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1978.

  • 2. Аношкин М. Про город Кыштым. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1968.
  • 3. Путеводитель по Уралу. - Екатеринбург: Издание газеты «Урал», 1899.
Просмотров работы: 1