Златоустовская гравюра на стали - один из традиционных видов прикладного искусства Южного Урала. Искусство мастеров Златоуста за многие десятилетия впитало в себя богатейшие традиции русских и западноевропейских оружейников 17-18 веков. Наши современники сумели не только сохранить секреты своих предшественников, но и придать своему искусству новые грани. Изучение культурного наследие родного края является сегодня одной из проблем художественного образования. Это обосновано с одной из характерных тенденций в развитии современного образования его регионализацией. Понимая актуальность изучения на уроках изобразительного искусства культурного наследие родного края, мы определили цель нашего исследования - изучить историю развития промышленного прикладного искусства на Урале, в частности Златоустовской гравюры на стали. В ходе реализации поставленной цели нами была исследована история развития Златоустовской гравюры на стали, которая свое начало берет в XVIII веке. На базе чугунолитейного завода была основана Оружейная фабрика, которая стала производить клинки, сабли, палаши, шпаги и другое оружие. Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западноевропейских оружейников XVI--XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия, что и послужило зарождению Златоустовской гравюры на стали.
Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Журнал «Отечественные записки» писал в 1825 году: «Оружейная фабрика главнейшая достопримечательность Златоуста, предмет, достойный обратить внимание всей просвещенной Европы».
Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется, начинают украшать бытовые предметы - различные шкатулки, ларцы, подносы и т.п.
Изучение истории развития гравюры на стали позволяет проследить историю развития страны через ассортимент изделий и их декор, создаваемых мастерами граверного прикладного искусства.
Например, после Великого Октября Златоустовские художники одними из первых применяют в творчестве советскую эмблематику: пятиконечные звезды, серп и молот, а в 1920-е годы обращаются к тематике агитационных плакатов.
Знаменитые Златоустовские клинки в руках славных бойцов Красной Армии помогали отстаивать завоевания революции в суровые годы гражданской войны.
Любовь к Родине, к ее людям, вера в несокрушимое единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны явились основным содержанием всех произведений Златоустовских художников.
В 1990 году были созданы мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК». Своей главной задачей художники-организаторы Лохтачев А. И., Лохтачева Н. В. и Мануш Г. И. видели не только возрождение уникального искусства Златоустовской гравюры, но и возвращение ей главного, исконного качества - украшать предмет. В основе художественного оформления произведений лежит традиционная Златоустовская гравюра на металле. Творческий коллектив продолжает преемственность высокого качества и чистоты изделий. Одним из ведущих направлений гравюры на стали остается оружейное производство. Красоту, декор, форму оружия, художественные технологии и использование различных материалов стремятся учесть в своих творческих работах художники-мастера МДПИ «ЛиКа» придерживаются классических канонов и в своих разработках отдают предпочтение понятным и близким к оружию темам и сюжетам.
Среди всего разнообразия тематики произведений, над которыми работают художники, видное место занимает тема православия. Имея статус «Патриарших мастерских», «ЛИК» создает удивительные вещи, предназначенные для церковного богослужение. Среди них дарохранительницы малые, евхаристические наборы, наборы для елеопомазания и др. Важнейшей вехой в истории Мастерских «ЛиК» является воссоздание Дарохранительницы для Главного престола храма Христа Спасителя в Москве.
Работа мастеров фирмы «ЛиК» была по достоинству оценена. Авторы проекта были отмечены наградами Русской Православной церкви. Фирме был присвоен статус Патриарших мастерских.
Путь художников и мастеров фирмы «ЛиК» отмечен поисками новых художественных направлений, оригинальных идей и решений, виртуозностью и необыкновенно высоким техническим уровнем исполнения, блестящими перспективами в развитии Златоустовской гравюры на металле.
Уральские мастера всегда были востребованы церковным искусством. Урал является регионом многонациональным, в этнохудожественной культуре которого происходят сложные процессы, с одной стороны, сохранение самобытности национальной культуры каждого из народов; с другой стороны, взаимопроникновение и взаимообогащение культур разных народов в условиях совместного проживании
Желание возродить славу родного города проявляется в том, что для многих направлений деятельности «ЛиКа» характерна ярко выраженная общественная направленность. В основе одного из наиболее крупных общественных проектов «ЛиКа» лежит разработка и создание памятников-символов современной российской истории.
Для достижения поставленной цели была проведена большая поисковая работа. Собран, изучен и систематизирован большой исторический и искусствоведческий материал, определены основные этапы развития, рассмотрены современные направления развития Златоустовской гравюры на металле. Дополнительно к основной информации по теме исследования, был изучен материал по истории возникновения и развития церковного искусства малых форм, технологий их изготовления и украшения.
Список литературы
Развитие златоустовской гравюры на стали в 20 веке.
после 1917 года - новые взгляды на мир, общество, а с ними и на искусство, конечно же, отразились на художественной жизни Златоуста, когда в начале 20-х годов цех украшенного оружия вновь начал действовать.
В этом столетии были свои взлёты и падения, появились украшенные вещи очень высокого уровня исполнения, равнозначные по своей художественной ценности лучшим произведениям 19 века. Но стремление предприятия извлечь как можно больше выгоды из граверного дела, подчинение общественному заказу и меняющимся эстетическим идеалам общества уводило искусство гравюры от её первоначального качества, и со всем этим было и сейчас трудно бороться.
Для достижения поставленной цели была проведена большая поисковая работа. Собран, изучен и систематизирован большой исторический и искусствоведческий материал. Дополнительно к основной информации по теме дипломного проекта, был изучен материал по истории возникновения и развития церковного искусства малых форм, технологий изготовления и украшения литейницы.
Русские мастера, чтобы подчеркнуть значимость отдельных фигур или композиций, помещали их в прекрасные по изяществу линий и стройности пропорций арочки с килевидным завершением или же в строго лаконичную форму круга. В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид украшения, имеющий кроме чисто декоративного также и особое значение, - это гербы. Гербами называются символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью.
В древнерусский орнамент проникали из Причерноморья через Византию, Иран и Среднюю Азию античные мотивы. Прочно вошли в него творчески переработанные изображения сказочной птицы Сирин, восходящей к эллинистическим сиренам, и получеловека-полуконя, дикого китовраса (кентавра). При всей интенсивности влияния Византии соприкосновение с ее художественной культурой не привело к копированию и близкому повторению византийских подлинников.
Русские мастера сохранили своеобразие стиля и выработали свой собственный богатый и оригинальный художественный язык. Древнерусское церковное искусство малых форм было теснейшим образом связано с главным центром православного мира - Византией. Основа этих связей закладывалась еще до принятия христианства на Руси: уже в VIII в. русские ювелиры, напр., познакомились не только со скандинавской, но и с византийской техникой украшений изделий сканью и зернью (крохотными напаянными шариками). Однако христианское искусство малых форм стало неизмеримо богаче языческого не только за счет кардинального обновления и расширения типологии произведений, но и в первую очередь благодаря новому содержанию.
С древних времен на Руси повелось, что лучшие мастера талантливейшие умельцы отдали все свои умения и жар сердца на блага Православной церкви, с усердием служа её укреплению и православию. Лучшие творения человеческих рук во всех областях искусства, будь то архитектура, живопись или скульптура, призваны были возвеличить Имя Божие.
Уральские мастера всегда были востребованы церковным искусством. Урал является регионом многонациональным, в этнохудожественной культуре которого происходят сложные процессы, с одной стороны, сохранение самобытности национальной культуры каждого из народов; с другой стороны, взаимопроникновение и взаимообогащение культур разных народов в условиях совместного проживании. Национально-региональный компонент как часть художественного образования должен, в первую очередь, отражать национальное и региональное своеобразие культуры и искусства, обогащать эстетическое воспитание и художественное образование детей. При этом не следует исключать краеведческую информацию, связанную с историей, географией, экономикой региона.
Истоки нашей сегодняшней жизни уходят вглубь веков. Без знания прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Многие моральные ценности и жизненные принципы предков стали бесценным достоянием народа. Ни один народ не может создавать и развивать свою культуру, не опираясь на наследие прошлого. Для достижения поставленной цели была проведена большая поисковая работа. Собран, изучен и систематизирован большой исторический и искусствоведческий материал. Дополнительно к основной информации по теме дипломного проекта, был изучен материал по истории возникновения и развития церковного искусства малых форм, технологий изготовления и украшения литейницы.
Понимая актуальность изучения на уроках изобразительного искусства культурное наследие родного края, мы определили цель нашего исследование дать представление о развитии промышленного прикладного искусства на Урале.
Собранный материал потребовал систематизации и обобщения в доступной форме.
Своим дипломным проектом мы заложили основу для дальнейшей исследовательской работы студентов факультета изобразительного искусства и дизайна, а собранные и систематизированные нами материалы найдут применение в практике учителей ИЗО и МХК.
Художественная обработка металла как один из разделов декоративно-прикладного искусства развивается в общем потоке искусства при постоянном совершенствовании и изменении форм, композиций и орнаментаций. Путь художников и мастеров фирмы «Лик» отмечен поисками новых художественных направлений, оригинальных идей и решений, виртуозностью и необыкновенно высоким техническим уровнем исполнения, блестящими перспективами в развитии такого прославленного, имеющего великие традиции виды прикладного искусства, как златоустовская гравюра на металле.
В 1990 году были созданы мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК». Своей главной задачей художники-организаторы Лохтачев А. И., Лохтачева Н. В. и Мануш Г. И. видели не только возрождение уникального искусства златоустовской гравюры, но и возвращение ей главного, исконного качества - украшать предмет. В основе художественного оформления произведений лежит традиционная златоустовская гравюра на металле. Творческий коллектив продолжает преемственность высокого качества и чистоты изделий. Одним из ведущих направлений гравюры на стали остается оружейное производство. Красоту, декор, форму оружия, художественные технологии и использование различных материалов стремятся учесть в своих творческих работах художники-мастера МДПИ «ЛиКа» придерживаются классических канонов и в своих разработках отдают предпочтение понятным и близким к оружию темам и сюжетам.
Среди всего разнообразия тематики произведений, над которыми работают художники, видное место занимает тема православия. Имея статус «Патриарших мастерских», «ЛИК» создает удивительные вещи, предназначенные для церковного богослужение, среди них дарохранительницы малые, евхаристические наборы, наборы для елеопомазания. Важнейшей вехой в истории Мастерских «ЛиК» является воссоздание Дарохранительницы для Главного престола храма Христа Спасителя. В Рождество Христово 2000 г. В общей сложности работа над Дарохранительницей заняла почти три года. Дарохранительница была установлена на престоле Главного алтаря храма Христа Спасителя в Москве. Работа мастеров фирмы «ЛиК» была по достоинству оценена. Авторы проекта были отмечены наградами Русской Православной церкви. Фирме был присвоен статус Патриарших мастерских.
Путь художников и мастеров фирмы «ЛиК» отмечен поисками новых художественных направлений, оригинальных идей и решений, виртуозностью и необыкновенно высоким техническим уровнем исполнения, блестящими перспективами в развитии златоустовской гравюры на металле.
Желание возродить славу родного города проявляется в том, что для многих направлений деятельности «ЛиКа» характерна ярко выраженная общественная направленность. В основе одного из наиболее крупных общественных проектов «ЛиКа» лежит разработка и создание памятников-символов современной российской истории.
Изучение, всестороннее исследование и анализ уникального вида декоративно-прикладного искусства, каковым является златоустовская гравюра, её классических образцов тем важнее и актуальнее сегодня, когда этот вид искусства переживает рост вширь за счёт увеличения. В этих условиях становится проблемным сохранение и развитие подлинно художественной традиции, вбирающий в себя соблюдение всех тонкостей технологического цикла в создании изделий и следование принципам формально-стилевой структуры образа в златоустовской гравюре. Прямое отношение к традиции гравюры имеет и проблема, связанная с изменившимся в связи с запросами времени ассортиментным каталогом изделий. Чуткое внимание к промыслу самих его мастеров и художников , учёных-исследователей, музееведов, искусствоведов, анализ его современного состояния на выставках, научных симпозиумах и конференциях, в специальных изданиях - доказательство развития и перспектив оригинального промысла с богатейшей историей и сложной судьбой.