ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ИТАЛИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ИТАЛИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Италия по праву считается родиной бухгалтерского учета, поскольку еще в конце XV в. францисканский монах-математик Лука Пачоли сформулировал принципы двойной записи в своем трактате «О счетах и записях", опубликованном в Венеции в 1494 г. Однако в дальнейшем лидерство Италии в развитии бухгалтерского учета было утрачено.

Законодательной основой итальянской системы учета является Гражданский кодекс, указы Президента Республики, приказы Министерства финансов, содержащие, в том числе, рекомендации профессиональных организаций.

Большое влияние на бухгалтерский учёт оказывает налоговое законодательство. Системой своих актов оно охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные стандарты. Поэтому итальянские бухгалтеры, как и наши, в своей работе ориентируются, прежде всего, на налоговое законодательство. Особую роль играет соблюдение законодательных требований при формировании отчёта о финансовых результатах, поскольку именно по его данным определяются налоги, взимаемые с итальянских компаний.

Налоговая система в Италии достаточно громоздкая. Дело в том, что когда ее реформировали, то постарались учесть все возможные ходы и лазейки, которыми могут воспользоваться предприимчивые итальянцы, чтобы снизить налоговое бремя. В результате, чтобы помешать согражданам, чиновники создали столь запутанную систему, что понять ее могут зачастую только налоговые консультанты. Эта профессия в Италии по понятным причинам популярна и прибыльна.

В итальянском налоговом законодательстве есть замечательная особенность, которой позавидуют российские бухгалтеры: в этой стране запрещено менять порядок налогообложения после утверждения бюджета на будущий год. То есть итальянским бухгалтерам по крайней мере в течение года не приходится ждать от законодателей сюрпризов.

Бухгалтерский учёт в Италии отличается весьма характерными, хотя и противоречивыми особенностями. К ним можно отнести его консервативный характер и тесную связь с гражданским, прежде всего, налоговым законодательством. Причины этого кроются в особенностях бизнес среды: среди коммерческих предприятий здесь преобладают малые и средние, открытых акционерных обществ в Италии крайне мало.

Во Франции, Италии, Швеции и ряде других стран, где преобладают мелкие семейные предприятия, основными поставщиками капитала на их рынках являются как банки, так и правительственные органы, которые не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают (при необходимости) в роли инвестора или кредитора.

Соответственно и спрос на бухгалтерскую информацию исходит от налоговых органов и банков. Однако для банков, что особенно важно подчеркнуть, бухгалтерская отчётность не является серьёзным фактором при принятии решений о кредитовании. Таким образом, главными пользователями отчётных данных до сих пор остаются фискальные органы.

Небольшие итальянские фирмы не могут себе позволить содержать в штате бухгалтера. Они лишь ведут учет доходов и расходов, а всю работу по заполнению деклараций делают специализированные работники.

Два профессиональных звания позволяют в Италии заниматься бухгалтерским учётом - это звания бухгалтера и доктора коммерции. Различия между ними носят скорее исторический характер, нежели содержательный. Чтобы получить звание доктора коммерции, нужно дольше учиться и сдать более серьёзные экзамены, чем для получения звания бухгалтера. Но права и обязанности и тех, и других при ведении профессиональной бухгалтерской деятельности одинаковы. И те, и другие должны официально зарегистрироваться в государственных органах и получить право вести профессиональную практику.

В Италии учётные работники обычно не входят в штат компаний, а осуществляют свою деятельность как независимые эксперты, несущие личную ответственность за результаты своей работы. Кроме того, практикующие бухгалтеры не имеют права заниматься другими видами деятельности, например, такими как налоговое консультирование и аудит. Аудиторы же, в свою очередь, не могут заниматься бухгалтерской практикой. Таким образом, в стране существуют две самостоятельные профессии.

2000 годы стали для итальянского учёта временем серьезных перемен. Основной причиной итальянской реформы 1990-х гг. стала необходимость следовать требованиям Директив Европейского Союза, в частности, касающихся форм и принципов составления бухгалтерской отчётности компаний и финансовых институтов, формирования консолидированных отчётов и внедрения профессиональных бухгалтерских и аудиторских стандартов.

Глубина раскрытия информации в отчётности итальянских компаний довольно незначительна, даже по сравнению с официальными требованиями. Несмотря на то, что с 1991 г. эти требования существенно возросли, консерватизм и сохранение конфиденциальной информации до сих пор являются наиболее распространёнными подходами к ведению бухгалтерского учёта и бизнеса в Италии.

Поскольку итальянские компании составляют отчётность в основном исходя из налоговых требований, для бухгалтеров и менеджеров важно отразить в ней минимальную прибыль, чтобы уменьшить налоговое бремя. Подавляющее большинство малых и средних компаний ведут бухгалтерский учёт и представляют отчётность (по крайней мере, в соответствии с официальными правилами) скорее для удовлетворения требований законодательства, чем для управления деятельностью фирмы.

Формы и содержание бухгалтерской отчётности. Со вступлением в Европейский Союз Италия ввела в свое законодательство общеевропейские требования к бухгалтерскому учёту и отчётности. Все итальянские компании обязаны представлять отчётность, соответствующую требованиям международных стандартов. Годовая отчётность итальянских компаний может включать:

•1.      бухгалтерский баланс;

•2.      отчёт о прибылях и убытках;

•3.      пояснительную записку;

•4.      операционный отчёт (отчёт о текущей деятельности);

•5.      отчёт внутренних аудиторов;

•6.      отчёт о движении капитала;

•7.      отчёт о движении денежных средств;

•8.      отчёт президента компании;

•9.      доклад совета директоров;

•10.  аудиторское заключение.

Лишь первые 5 из этого списка обязательны для представления всеми без исключения открытыми акционерными обществами. Аудиторское заключение обязательно для некоторых категорий компаний - финансовых, страховых, медиахолдингов и т.д.

Все данные в итальянской отчётности приводятся на начало и конец периода. Малые предприятия могут представлять бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и пояснительную записку в сокращённом по сравнению с обычным варианте.

Банки и финансовые компании имеют собственные формы бухгалтерской отчётности. Для всех прочих экономических агентов итальянское законодательство предусматривает формы, аналогичные российским.

Баланс представляется итальянскими предприятиями в обычной горизонтальной форме слева - «актив», справа - «пассив». Принцип группировки статей - по их экономическому содержанию, как и в Германии, а не по степени ликвидности, как в Великобритании. В конце баланса указывают все забалансовые обязательства компании - гарантии выданные и полученные, поручительства, договорные обязательства по будущим покупкам и продажам, предстоящие выплаты по лизингу и т.д.

Отчёт о прибылях и убытках строится по вертикальной форме, также хорошо знакомой российским бухгалтерам. Такая модель отчёта пришла в Италию из Германии. В основу классификации статей отчёта положен принцип экономического содержания, а не направления расходования средств.

В отличие от российской отчётности, содержание пояснительной записки к годовому отчёту компаний строго регламентировано итальянским законодательством.

Особенности оценки статей отчётности. В основе оценки лежит принцип себестоимости. Применительно к покупаемым активам, в неё включают, помимо договорной цены, все расходы, которые компания понесла для приведения этого актива в рабочее состояние (налоги и таможенные платежи, стоимость транспортировки, установки и монтажа и т.п.). Во всех случаях в состав себестоимости можно включать и некоторую долю процентов к оплате, накопленных за период производства или приведения в рабочее состояние данного актива.

Переоценки внеоборотных активов могут проводиться только по решению законодательных органов. Внеоборотные активы и дебиторскую задолженность оценивают в балансе по их чистой стоимости. В противовес большинству европейских стран, в Италии расходы на исследования и разработки, а также на рекламу, могут быть капитализированы, т.е. не списаны сразу на текущие расходы, а показаны в активе баланса. Оценка некоторых нематериальных активов (в частности, гудвила и торговых марок) возможна только при продаже компании. Различий в учёте финансового и операционного лизинга не существует - вся аренда считается операционной.

Для оценки запасов используется наименьшая из цен покупки и продажи. Для списания на производство разрешены все общепринятые методы - ФИФО, ЛИФО и средневзвешенной цены.

В случаях, когда процесс производства продукции требует длительного времени (например, при изготовлении сыров, ликёров и т.п.), на стоимость запасов можно отнести и некоторую величину процентных выплат.

Важную роль в бухгалтерской практике имеет создание резервов под безнадёжные долги. В Италии разрешено ежегодно относить на такой резерв 0,5 % общего объёма дебиторской задолженности. Когда объём резерва достигает 5 %, дальнейшее его увеличение запрещается. Безнадёжный долг подлежит списанию за счёт этого резерва.

Гражданское законодательство Италии позволяет любым способом пересчитывать статьи, выраженные в иностранной валюте, однако для целей налогообложения все предприятия обязаны пользоваться курсом, сложившимся на конец финансового года. Отрицательные курсовые разницы вычитают из налогооблагаемой прибыли.

Практика отложенного налогообложения на итальянских предприятиях крайне редка. Убытки, полученные компанией, могут быть отнесены на будущие прибыли в течение пятилетнего периода.

Поскольку основную массу предприятий составляют малые и средние фирмы, принадлежащие индивидуальным собственникам, практика составления консолидированных отчётов в стране невелика.

Составляемая в соответствии с требованиями национального законодательства бухгалтерская отчётность служит почти исключительно целям налогового контроля.
Просмотров работы: 38