ВЫРАЖЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «БЛАГОДАРНОСТЬ» МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ВЫРАЖЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «БЛАГОДАРНОСТЬ» МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная лингвистика характеризуется становлением новой научной парадигмы, отмеченной возрастанием роли антропоцентрического, культурологического и когнитивного подходов к изучению языка, в связи с чем языковые явления анализируются в контексте сознания - личностного или языкового. Становится актуальной проблема «человек в языке» и «язык в человеке», которая решается совместными усилиями представителей различных гуманитарных наук. В этой связи являются актуальными исследования, которые посвящены анализу главной единицы речевого общения, совершенствуя и уточняя понятийный аппарат теории жанров, предлагая самые разнообразные типологии высказываний. Однако не менее интересным являются работы, посвящённые тому или иному конкретному речевому жанру (далее - РЖ) либо жанровой группе - их семантике, функционированию, способам взаимодействия.

В данном случае представлена попытка выявления особенностей РЖ благодарности в аспекте культуры общения младших школьников. Особо следует подчеркнуть, что исследование РЖ благодарности актуально для русистики начала XXI века и в связи со спецификой социокультурной среды в современной России, которая характеризуется значительной переориентацией общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия и потребительства. Исследователи отмечают, что во многом утеряны такие нравственные ценности, как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие, уважение. Это приводит к тому, что «культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы» [4. С. 55]. Такая социальная ситуация обуславливает и снижение культуры речи современного общества. Особую тревогу вызывает подрастающее поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует политика средств массовой информации, которая внедряет в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды обуславливает необходимость в усилиях, направленных на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности. В этом отношении важную роль играет образование - одно из наиболее значимых средств социокультурного развития.

Развивая мысль М.М. Бахтина о влиянии изменений окружающего мира на изменения в языке, В.В. Дементьев отмечает, что объектом изучения исследователей становятся жанры новых культурных сфер: жанры Интернет-коммуникации, объявления о знакомстве, болтовня, ложь [2. С. 10]. Можно предположить, что список речевых жанров неисчерпаем, что в любой период культурного развития общества будут проявляться новые, трансформироваться уже существующие и общепринятые РЖ, отражающие образ жизни, культуру данного общества. Это можно объяснить тем, что, по мнению В.В. Дементьева, «в современной теории речевых жанров намечаются тенденции к обобщению, создаются концепции, расширяющие понятие жанра <...>» [3. С. 235].

Основываясь на сформулированных М.М. Бахтиным положениях, Т.В. Шмелёва выделяет семь конститутивных признаков РЖ. Главнейший из них - коммуникативная цель, согласно которой все РЖ могут быть разделены на информативные, императивные, этикетные и оценочные. Другие жанрообразующие факторы - образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного содержания и способ языкового воплощения [5. С. 93-98].

Чувство благодарности, являясь сложным, представляет собой контаминацию положительной рациональной оценки ситуации субъектом благодарности и целого комплекса положительных эмоций: радости, восторга, счастья, поэтому РЖ благодарности соотносится с эмотивными, оценочными и ритуальными РЖ. Данный РЖ относят к первичным простым речевым жанрам, близким к речевым актам. Его можно охарактеризовать как индивидуальный и коллективный, моноадресный и полиадресный, клишированный и неклишированный РЖ.

Благодарность в соответствии с моделью РЖ Т.В. Шмелёвой мы определяем следующим образом:

а) его коммуникативная цель состоит в создании комфортного, гармоничного общения, усилении положительного эмоционального состояния, в котором находится адресат;

б) предполагается, что говорящий правильно оценивает речевую ситуацию и выбирает средства в зависимости от этапа речевого взаимодействия;

в) тип диктумного содержания - установление доброжелательных, гармоничных отношений; автор говорит это, чтобы адресат знал, что автор к нему хорошо относится;

г) фактор коммуникативного будущего заключается в том, что предполагается обязательная ответная вербальная (или невербальная) реакция адресата;

д) полная типовая семантическая структура высказывания со значением благодарности состоит из компонентов: субъекта + предиката + объекта-адресата + каузатора благодарности (каузатор благодарности является факультативным, однако этот элемент структуры выполняет особые функции при мотивировании благодарности и является показателем высокой степени осознанности выражаемого чувства);

е) типичные языковые средства: междометные выражения, перформативные глаголы, слова с положительной коннотацией, наречия с функцией усиления значения, сообщение о событии-поводе.

Как указывает А.Г. Бердникова, ментальный сценарий благодарности включает следующие типы взаимосвязанной информации: а) фоновые знания о том, что любой добрый поступок должен быть в той или иной мере вознагражден («отблагодарен»), что особенно актуально для выполнения ритуала благодарности; б) представление об основных интенциях субъекта благодарности; в) осознание того, что потенциальному субъекту благодарности оказана услуга; г) представление о коммуникативных условиях ситуации благодарности (социальные роли коммуникантов, фактор прошлого и пр.); д) представление о том, как вербально воплощается речевое действие благодарности (знание всех возможных способов выражения чувства благодарности (прямых и косвенных); е) знание о том, что неблагодарность строго порицается говорящим социумом [1. С. 15].

С целью выявления особенностей РЖ благодарности в общении младших школьников мы провели анкетирование среди учащихся 3-го класса МОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска Красноярского края. В опросе принимало участие 25 человек. Детям предлагалось объяснить значение слова «благодарность».

Анализ ответов учащихся показал, что 28% (7 человек) дали адекватное толкование значения, например: «это хорошее отношение тем, кого ты знаешь и уважаешь», «это доброе слово, которое приятно слышать», «это когда дарят грамоты». 52% (13 человек) не смогли семантизировать предложенное слово. Объяснили его с помощью таких слов речевого этикета, как «спасибо», «здравствуйте», «приветствую», «до свидания», «пожалуйста». Такие ответы учащихся свидетельствуют о том, что они не могут точно употребить слово речевого этикета в соответствии с речевым жанром «благодарность». 20% (5 человек) вообще не предприняли попытки объяснить значение предложенного им слова. Это говорит о недостаточном уровне владения речевой культурой в этикетной сфере, о трудности выразить понятие благодарности на основе собственного опыта общения и взаимоотношения с другими людьми.

Отвечая на вопрос «Когда вы выражаете благодарность другому человеку», большинство учащихся указало, что за определённый поступок, т.е. выражение благодарности в речевом общении младших школьников является реакцией на поведенческий стимул. Мы установили, что языковые средства выражения благодарности младших школьников представляют собой поле, в ядре которого находится слово-маркер РЖ: спасибо; периферия семантического поля благодарности представлена лексемами мерси, сенкью, благодарю и устойчивыми словосочетаниями нет слов, не знаю, как тебя благодарить.

Анализ ответов учащихся указывает на сокращение словаря благодарности и тенденцию к унифицированию способов выражения чувства благодарности: наиболее часто для выражения благодарности, независимо от ситуации, выступает лексема спасибо. На периферию поля благодарности в первую очередь уходят формулы вежливости, что, возможно, связано с уменьшением востребованности вежливого поведения социумом либо с ускорением общего ритма жизни, который не оставляет времени на длительное соблюдение принятых ритуалов. Периферия семантического поля благодарности имеет общие зоны со следующими семантическими полями: похвалы, платы и награды.

Нами выявлено, что система интенций выражения благодарности в речи младших школьников включает в себя следующие составляющие: а) интенция соблюдения этикетных норм; б) интенция выражения эмоционального состояния говорящего; в) интенция создания своего речевого имиджа; г) интенция воздействия на поведение и эмоциональное состояние адресата; д) интенция рациональной оценки ситуации; е) интенция «не быть должным». Следует отметить, что данные интенции в речевой коммуникации детей пересекаются, накладываются друг на друга, по-разному соотносясь с ведущими интенциями выражение эмоционального состояния субъекта благодарности и соблюдения этикетных норм.

Типология высказываний с семантикой благодарности младших школьников включает в себя: а) прямую / косвенную благодарность; б) ритуальную / эмоциональную, лично значимую благодарность; в) мотивированную / немотивированную благодарность; г) вербальную / невербальную благодарность; д) благодарность реальному адресату (не встречается благодарность высшим силам). Все выделенные типы не являются изолированными, а пересекаются и взаимодействуют друг с другом, следовательно, одно и то же высказывание может быть охарактеризовано по нескольким параметрам.

С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Это обуславливает общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость. В этом отношении опредёлённую роль может играть и культивирование чувства вежливости и благодарности посредством изучения основных особенностей жанра благодарности в начальной школе. Это будет способствовать формированию у детей знаний норм и правил общения, развитию умения общаться с окружающими, желанию ребенка вступать в контакт, предупреждению негуманного проявления эмоций, выражению вежливости. Культурно-исторический феномен «вежливость» как особый стиль поведения на основе уважительного отношения к другим членам общества во всех межличностных взаимодействиях всегда составлял неотъемлемую часть поведенческой культуры и в значительной мере выражался с помощью языка (речевых действий).

Список литературы

1. Бердникова А.Г. Речевой жанр благодарности: Когнитивный и семантико-прагматический аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2005.

2. Дементьев В.В. Аспекты проблемы «жанр и культура» // Жанры речи: сборник научных статей. Саратов, 2007. - Вып. 5. - Жанр и культура. С. 5-20.

3. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. М., 2006.

4. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб, 2007.

5. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997.
Просмотров работы: 60