Отечественная история показывает нам пример величайших женщин, которые наравне с политиками-мужчинами вершили судьбу государства. Во главе галереи этих выдающихся женщин стоит Святая Равноапостольная княгиня Ольга. Своими деяниями она прославила имя в веках, но её политический феномен до сих пор остаётся загадкой для исследователей. Данная публикация посвящена выявлению портретных штрихов «загадочной» Великой княгини.
Ольга происходила из знатного славянского рода. Олегу, норманнскому конунгу, необходимо было заручиться поддержкой русской аристократии, и самым верным способом послужил бы брак с женщиной из знатного русского рода.
Поступки Ольги на ранней стадии правления характеризовались сильным влиянием со стороны варяжской дружины.
Ольга по типу поведения отличалась от женщин своей эпохи. По традиции женщины не вмешивались в политическую борьбу, а тем более не правили княжествами после смерти мужей.
В летописных трудах поступки Ольги мифологизируются в нравоучительных целях (сожжение Искоростеня).
Ольга, не смотря на свою молодость, обладала даром понимания политической ситуации.
Как отмечают многие историки, и Соловьёв С.М. в частности, Ольга была способна к внутреннему распорядку, хозяйственной деятельности. Её деятельность укрепляла финансовую базу княжеской власти, аппарат княжеского государственного управления, расширяла саму княжескую вотчину.
Ольга понимала, что для неокрепшей Руси, безусловно, необходима поддержка великой европейской державы. Поэтому вполне закономерной стала её поездка в Византию.
Принятие христианства Ольгой следует рассматривать не только как чисто религиозный шаг, но и как хорошо продуманный политический ход.
Исторические факты посещения княгиней Царьграда обросли вымышленными деталями. В летописном варианте описания её дипломатической миссии явственно проступают различные версии рассказа (их условно называют императорской или патриаршей), а так же некоторые легендарные элементы. Вероятнее всего, летописец объединил не только две версии, но и два путешествия Ольги в столицу Византии - в 946 и 956/54 гг., поместив историю посещения Константинополя под 955 годом.
Скорее всего, принимая христианство, Ольга надеялась, что она станет государственной религией. Но, понимая, что принятие крещения из рук «греков» может поставить Русь в политическую зависимость от мощной Византии, она направила все усилия на установление равноправных, взаимовыгодных отношений с империей.
Следует заметить, что в эпоху, когда война была главным средством решения политических задач и споров, княгиня своими внешнеполитическими инициативами демонстрировала возможность борьбы за международное признание без применения силы, возможность и даже необходимость существования равноправных межгосударственных соглашений.
С какими бы трудностями Ольга не сталкивалась на своем жизненном пути, её характер, её политическая практика остаются неизменными. И в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Искоростеня, Великая княгиня отличается ловкостью, находчивостью, хитростью; в дипломатических играх перехитрят императора, как прежде перехитрила древлян. И это понятия, которые позволяли ей в то время прослыть «мудрейшей из всех людей».